Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка при изучении былин

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-314-318

Аннотация

Статья посвящена анализу лексики былин и рассмотрению путей формирования и обогащения словарного запаса учащихся средней школы при их изучении. Тексты древнерусской литературы не только знакомят школьников с культурой Древней Руси, но и способствуют эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, формированию языковых и коммуникативных навыков, лингвокультурологической компетенции, а также содержат богатый лексический и грамматический материал. Между тем в современных учебниках русского языка возможности древнерусских текстов не реализованы полностью, так как в них отсутствуют упражнения, направленные на знакомство с лексикой, обозначающей культурные и бытовые реалии Древней Руси. Цель настоящей работы – выявить особенности лексического состава былин и определить эффективные методы работы по включению былинной лексики в словарный запас школьников. Материалом для исследования стала новгородская былина «Вольга и Микула Селянинович», с которой учащиеся знакомятся на уроках литературы в седьмом классе. Анализ показал, что в тексте былины содержится 21 устаревшее слово и 21 слово, понимание которых может оказаться затруднительным. Вся лексика разделена на группы: наименование лиц, общественно-политическая, бытовая, природные явления, лексика, характеризующая человека и животных. Приведены наиболее эффективные формы работы по обогащению словарного запаса учащихся.

Об авторах

И. Ерофеева
Казанский федеральный университет
Россия

Ерофеева Ирина Валерьевна, доктор филологических наук, профессор

420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18



А. Карасева
Казанский федеральный университет
Россия

Карасева Анастасия Игоревна, ассистент 

420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Министерство просвещения Российской Федерации, (С.С.Кравцов). Москва, 2021. 126 с.

2. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.

3. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение. 2014. Вып. 1 (3). С. 53–59.

4. Трофимов И. О., Курьянович А. В. Обогащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 58–68.

5. Никитина Л. А. Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой: автореф. дис…. канд. пед. наук: Самара, 2005. 21 с.

6. Ерофеева И. В. Значение «Повести временных лет» в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Русская словесность. Научно-методический журнал. 2011. № 3. С. 5–11.

7. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016. 358 с.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 3. М.: Прогресс. 1987. 832 с.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. URL: https://lexicography.online/explanatory/ (дата обращения: 08.07.2024)

10. Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). М.: Русский язык. 1988. URL: https://old_russian.academic.ru/ (дата обращения: 07.07.2024)

11. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. 2000. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ (дата обращения: 07.07.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Ерофеева И., Карасева А. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка при изучении былин. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):314-318. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-314-318

For citation:


Erofeeva I., Karaseva A. Enriching students’ vocabulary in Russian language lessons while studying epics. Philology and Culture. 2024;(3):314-318. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-314-318

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)