Взаимосвязь и взаимозависимость формирования коммуникативно-речевой и лингвокультурологической компетенций в обучении русскому языку как иностранному
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-336-341
Аннотация
В данной статье авторами анализируется проблема коммуникативно-речевой и лингвокультурологической компетенций на занятиях по русскому языку как иностранному. Рассмотрена взаимосвязь формируемых компетенций. Изложен взгляд на организацию работы с материалом лингвокультурологических текстов с использованием наглядности и элементов игры с целью взаимосвязанного формирования коммуникативно-речевой и лингвокультурологической компетенций при обучении русскому языку как иностранному.
В статье даны методические рекомендации преподавателям по подбору видов работы с лингвокультурологическими текстами.
В результате проведенного обзора авторы пришли к выводу, что коммуникативно-речевая и лингвокультурологическая компетенции при обучении русскому языку как иностранному находятся в тесной связи и зависимости друг от друга. Необходимой составляющей учебного процесса является работа с учебными текстами, характеризующимися лингвокультурологической составляющей. Организация занятий, направленных на формирование лингвокультурологической и коммуникативно-речевой компетенций в их взаимосвязи и взаимозависимости, предполагает использование текстового материала, наглядности и элементов игры.
Результаты исследования, представленные в данной статье, могут быть полезны для дальнейшей разработки учебных материалов, направленных на взаимосвязанное развитие лингвокультурологической и коммуникативно-речевой компетенций у китайских студентов.
Об авторах
Л. СянюйРоссия
Сянюй Лю, аспирант
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Л. Москалева
Россия
Москалева Лада Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Ванюшина Н. А. Работа со словами-реалиями как способ формирования лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка как иностранного // Языки и культуры. Костромской государственный университет, 2019. С. 82–89.
2. Борисова T. Г., Кузнецова Т. Работа с художественным текстом на уроках русского языка как средство повышения коммуникативной грамотности // Славянские чтения – 2021: Сб. мат. междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред. С. В. Минибаева. Стерлитамак, 2021. С. 8–14.
3. Мишатина Н. Л. Лингвокультурологический учебный текст и концептоцентрический сверхтекст как лингвометодические понятия // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2008. № 10. С. 330–334.
4. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы (сборник). М.: АСТ, 2009. 140 с.
5. Лю Сянюй, Москалева Л.А. Лингвокультурологические тексты как материал для развития коммуникативно-речевой и лингвокультурологической компетенций (на примере детской прозы) // Казанская наука. 2024. №5 С. 67–70.
6. Горлова Е. А., Ершова О. В. Формирование лингвокультурологической компетенции за счет использования форм наглядности при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. №. 4 (40). С. 66–77.
7. Шарафутдинова О. И. Текст как средство формирования компетенций // Русский язык в современном Китае. 2015. С. 58–62.
8. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному // Казанский педагогический журнал. 2016. №. 6 (119). С. 136–140.
Рецензия
Для цитирования:
Сянюй Л., Москалева Л. Взаимосвязь и взаимозависимость формирования коммуникативно-речевой и лингвокультурологической компетенций в обучении русскому языку как иностранному. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):336-341. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-336-341
For citation:
Xiangyu L., Moskaleva L. Interrelation and interdependence of the communicative-speech and linguocultural competences development in teaching Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2024;(3):336-341. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-336-341