Создание базы данных абстрактных и конкретных существительных: вопрос о влиянии инструкций на оценку слов респондентами
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-36-43
Аннотация
В статье в рамках проекта по созданию базы данных словаря рейтингов абстрактных и конкретных слов исследуется вопрос о методологии проведения опросов для оценки слов на степень конкретности / абстрактности, а именно вопрос об использовании инструкций, которые предлагаются респондентам перед прохождением опроса. Учитывается опыт проведения подобных опросов при создании словарей рейтингов абстрактности / конкретности, которые были созданы для английского, нидерландского, немецкого и других языков. Отдельно рассматриваются особенности лексико-грамматических разрядов конкретных и абстрактных существительных русского языка, которые могут повлиять на структуру самого словаря и на характер инструкций. В работе описывается эксперимент, который был проведен среди двух групп респондентов, одна из которых перед прохождением опроса получила подробные инструкции с указанием критериев разграничения абстрактных и конкретных слов, другая – сокращенные инструкции с указанием правил прохождения опроса. Корреляционный анализ полученных результатов позволяет делать выводы о влиянии инструкций на оценки слов разных разрядов. Так, обнаруживаются отличия между оценками абстрактных существительных. В работе приводится анализ семантики данных единиц, рассматриваются случаи возможной конкретизации.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. ВольскаяРоссия
Юлия Александровна Вольская, ассистент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Bailey D. J., Nessler Ch., Berggren K. N., Wambaugh J. L. An Aphasia Treatment for Verbs With Low Concreteness: A Pilot Study // American Journal of Speech-Language Pathology. 2020. Vol. 29 (1). Pp. 299–318.
2. Pasquale A. D., Catrical E., Canini M., Vigliocco G., Cappa S. F. The left inferior frontal gyrus: A neural crossroads between abstract and concrete knowledge // Neuroimage. 2018. No. 175. Pp. 449–459.
3. Hanley J. R., Hunt R. P., Steed, D. A., Jackman S. Concreteness and word production // Memory & Cognition. 2017. No. 41. Pp. 365–377.
4. Paivio A. Dual Coding Theory, Word Abstractness, and Emotion: A Critical Review of Kousta et al. // Journal of Experimental Psychology: General. 2013. No 142. Pp. 282–287.
5. Bolognesi M., Burgers C. Caselli T. On abstraction: decoupling conceptual concrete-ness and categorical specificity // Cognitive Processing. 2020. No. 21. Pp. 365–381.
6. Borghi A. M., Binkofski F., Castelfranchi C., Cimatti F., Scorolli C., Tummolini L. The challenge of abstract concepts // Psychological Bulletin. 2017. No. 143. Pp. 263–292.
7. Abdollahzadeh E., Zolfaghari F. Qualitative and Quantitative Examination of Text Type Readabilities: A Comparative Analysis // Journal of Research in Applied Linguistics. 2012. Vol. 3 (2). Pp. 23–48.
8. Brysbaert M., Warriner A. B., Kuperman V. Concreteness ratings for 40 thousand generally known English word lemmas // Behavior research methods. 2014. Vol. 46 (3). Pp. 904–911.
9. Brysbaert M., Stevens M., De Deyne Simon, Wouter V., Gert S. Norms of age of acquisition and concreteness for 30,000 Dutch words // Acta psychologica. 2014. No. 150. Pp. 80–84.
10. Xu X., Li J. Concreteness/abstractness ratings for two-character Chinese words in MELDSCH // PLoS ONEО. 2020. Vol. 15 (6).
11. Lahl O., Goritz A., Pietrowsky R., Rosenberg J. Using the world-wide web to obtain large-scale word norms: 190,212 ratings on a set of 2,654 German nouns // Behavior Research Methods. 2009. Vol. 41(1). Pp. 13–19.
12. Bonin P., Méot A., Bugaiska A. Concreteness norms for 1,659 French words: Relationships with other psycholinguistic variables and word recognition times // Behavior Research Methods. 2018. Vol. 50 (6). Pp. 2366–2387.
13. Guasch M., Ferré P., Fraga I. Spanish norms for affective and lexico-semantic variables for 1,400 words // Behavior Research Methods. 2016. Vol. 48 (4). Pp. 1358–1369.
14. Imbir K. K. Affective Norms for 4900 Polish Words Reload (ANPW_R): Assessments for valence, arousal, dominance, origin, significance, concreteness, imageability and, age of acquisition // Frontiers in Psychology. 2016. No.7. Pp. 1–18.
15. Ćoso B., Guasch M., Ferré P., Hinojosa J. A. Affective and concreteness norms for 3,022 Croatian words // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2019. Vol. 72 (9). Pp. 2302–2312.
16. Solovyev V.D., Ivanov V.V., Akhtiamov R.B. Dictionary of Abstract and Concrete Words of the Russian Language: A Methodology for Creation and Application // Journal of research in applied linguistics. 2019. No.10. Pp. 215–227.
17. Volskaya Y. A., Zhuravkina I. S., Lobanov A. P. Dictionary of abstract the words of the Russian language: Nouns with high numerical measure of abstractness // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. No.9. Pp. 219–230.
18. Soares A. P., Costa A. S., Machado J., Comesaña M., Oliveira H. M. The Minho Word Pool: Norms for imageability, concreteness, and subjective frequency for 3,800 Portuguese words // Behavior Research Methods. 2017. Vol.49 (3). Pp. 1065–1081.
19. Guasch M., Ferré P., Fraga I. Spanish norms for affective and lexico-semantic variables for 1,400 words // Behavior Research Methods. 2014. Vol.48 (4). Pp. 1358–1369.
20. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного русского языка : учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 235 c.
21. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). 4-е издание. М.: Русский язык, 2001. 639 c.
22. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 620 c.
23. Чернейко Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во МГУ, 1997. 319 с.
24. Moffat M., Siakaluk P. D., Sidhu D. M., Pexman P. M. Situated conceptualization and semantic processing: effects of emotional experience and context availability in semantic categorization and naming tasks // Psychonomic Bulletin & Review. 2015. Vol. 22 (2). Pp. 408-419.
25. Connell L., Lynott D. Strength of perceptual experience predicts word processing performance better than concreteness or imageability // Cognition. 2012. Vol.125 (3). Pp. 452–465.
26. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка : на материалах Национального корпуса русского языка. 2- издание, испр. и доп., М.: Словари.ру, 2015. 1087 с.
27. Шведова Н. Ю. Русский семантический словарь. Т. 3. М.: РАН. Ин-т рус. яз., 2002. 629 с.
28. Плунгян В. А. Общая морфология: Введ. в проблематику. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 383 с.
29. Pasquale A. D., Catricalà E., Vigliocco G., Cappa F.S. Behavior Research Methods Beyond the abstract–concrete dichotomy: Mode of acquisition, concreteness, imageability, familiarity, age of acquisition, context availability, and abstractness norms for a set of 417 Italian words // Behavior Research Methods. 2010. Vol.42 (4). Pp. 1042–1048.
Рецензия
Для цитирования:
Вольская Ю. Создание базы данных абстрактных и конкретных существительных: вопрос о влиянии инструкций на оценку слов респондентами. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):36-43. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-36-43
For citation:
Volskaya Yu. Creating the database of abstract and concrete nouns: The influence of instructions on respondents’ assessment of words. Philology and Culture. 2022;(4):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-36-43