Репрезентация образов казаков и казачества в паремиологическом фонде русского языка
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-59-63
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению образа казака и казачества в целом на материале русских пословиц и поговорок. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью освещения социокультурных особенностей близкородственных народов сквозь призму паремиологического фонда русского языка. Статья направлена на выявление и описание основных черт характера, особенностей быта и жизни казаков, нашедших отражение в русских паремиях, что говорит о значимости обозначенных характеристик. Выборка исследования включала свыше 150 паремий, в число которых вошли пословицы с этнолингвомаркерами «казак», «казацкий», «казачий»; лексическими единицами, непосредственно относящимися к казачеству («атаман»), и 4 пословицы, зафиксированных в словаре донского казачества. В статье выявлены следующие представления о казаках, свойственные носителям русской культуры: для казачьего общества роль атамана является главенствующей, а казаки стремятся продвинуться по службе и быть достойными продолжателями своих традиций; в число территорий, которые занимают казаки, входят берега реки Дон и близлежащие регионы; для казаков свойственно жизнелюбие и твердость духа, однако при этом они склонны к фатализму; казачий нрав отличается суровостью, неуступчивостью и даже упрямством; в военном деле казакам нет равных, поскольку они считаются смелыми и выносливыми воинами, что отмечалось даже российскими полководцами; серьезное отношение казаков к военному делу обусловливает высокую значимость коня в казачьей картине мира – животное для казака не просто средство передвижения, а надежный боевой товарищ. Представленные в статье результаты позволяют смоделировать образ представителя казачества таким, каким его видел носитель русской лингвокультуры.
Об авторе
Е. М. ДубровскаяРоссия
Дубровская Елена Михайловна - кандидат филологических наук.
630073, Новосибирск, проспект К. Маркса, 20
Список литературы
1. Губарев Г. В., Скрылов А. И. Казачий словарь-справочник. Кливленд,[б. и.], 1966. 698 с.
2. Краснов П. Н. Картины былого тихого Дона: краткий очерк истории Войска Донского для чтения в семье, школе и войсковых частях. СПб: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. 522 с.
3. Синеоков В. Д. Казачество и его государственное значение. Париж, [б.и.], 1928. 46 с.
4. Караулов М. А. Терское казачество в прошлом и настоящем: (памятка терского казака). Владикавказ: Войсковой штаб Терского казачьего войска, 1912. 384 с.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб: издание И. Эйнерлинга, 1842. 632 с.
6. Зябловский Е.Ф. Новейшая география Российской империи. М.: В типографии С. Селивановскаго, 1807. Ч. 3. 76 с.
7. Большой толковый словарь донского казачества: Ок. 18 000 слов и устойчивых словосочетаний. М.: ООО «Русские словари», 2003. 608 с.
8. Даль В. И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1989. Т. 1. 430 с.
9. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 1023 с.
10. Дубровская Е. М. Категоризация образа народа в русской паремиологии (на материале пословиц о казаках). Челябинск: ЮУрГУ, 2023. С. 714–718.
Рецензия
Для цитирования:
Дубровская Е.М. Репрезентация образов казаков и казачества в паремиологическом фонде русского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):59-63. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-59-63
For citation:
Dubrovskaia E.M. Representation of Cossacks and Cossack culture in the paremiological fund of the Russian language. Philology and Culture. 2024;(4):59-63. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-59-63