Җил (‘ветер’) как лингвокультурный символ в татарском языковом сознании (на материале паремий)
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-64-69
Аннотация
Статья посвящена лингвокультурологическому исследованию концепта җил (‘ветер’) на основе татарских паремий, в которых изучаемое понятие вербализуется как отражение национального сознания и культуры. Данный концепт является одной из универсальных категорий концептуальной картины мира. Изучение концептов в паремиологической системе дает лучшее понимание этнического сознания и ментальности, потому что при воспроизведении паремии в сознании носителя языка возникает определенный образ, созданный этой паремиологической единицей.
В данной статье авторы рассматривают символическое осмысление ветра в татарском языковом сознании, обусловленное его такими характеристиками, как движение воздуха, сила, неуловимость, вероятность причинения вреда и возможность использования энергии ветра. В сознании татар ветер воспринимается не только как проявление жизненных проблем, нищеты, голода, но и как могучая сила, которая избавляет от обид и печалей, исцеляет тело и душу человека.
В татарских паремиях можно определить и функции ветра: он может привести к потере, уничтожению чего-либо, выполняет роль посредника передачи информации, приносит удачу.
В статье җил (‘ветер’) как лингвокультурный концепт осмысливается в понятийном, образном и ценностном аспектах.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Ф. ЗамалетдиноваРоссия
Замалетдинова Гульнара Фандасовна - кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ стратегических исследований в области родных языков и культур.
420008, Казань, Кремлевская, 18
М. Р. Саттарова
Россия
Саттарова Мадина Рашидовна - кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ стратегических исследований в области родных языков и культур.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Замалетдинов Р. Р. Внутренний и внешний мир носителей татарской культуры через призму языка. Казань: Издательство Казанского университета, 2003. 208 с.
2. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
3. Исәнбәт Нәкый. Татар халык мәкальләре: мәкальләр җыелмасы. 3 томда. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2010. Т.1. 622 б.; Т.2. 748 б.; Т.3. 799 б.
4. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге. Казан: «Матбуган йорты» нәшрияты, 2015. 848 б.
5. Древнетюркский словарь / Составители Тенишев Э. Р., Наделяев В. М., Насилов Д. М., Щербак А. М. Ленинград: Издательство «Наука», 1969. 676 с.
6. Кашгари М. Диване лугат ат-турк / Перевод, предисловие и комментирии З.-А.М.Ауэзовой. Индексы составлены Р. Эрмерсом. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 1288 с.
7. Миллият сүзлеге: Аңлатмалы сүзлек / Төзүчесе Адлер Тимергалин. Казан: Мәгариф, 2007. 575 б.
Рецензия
Для цитирования:
Замалетдинова Г.Ф., Саттарова М.Р. Җил (‘ветер’) как лингвокультурный символ в татарском языковом сознании (на материале паремий). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):64-69. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-64-69
For citation:
Zamaletdinova G.F., Sattarova M.R. Gil (‘wind’) as a linguocultural symbol in the Tatar linguistic consciousness (based on proverbs). Philology and Culture. 2024;(4):64-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-64-69