Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Лексические предикторы сложности учебных текстов по русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-33-44

Аннотация

   В статье представлены результаты сравнительного анализа лексической сложности учебных текстов, используемых в практике преподавания русского языка как иностранного. Размер корпуса исследования составляет около 0.5 млн. слов и равномерно распределен между шестью уровнями владения языком (А1-С2, Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным, далее – РГССУ). Алгоритм анализа был продемонстрирован на материале текстов уровня В2, для которых с помощью автоматических анализаторов RuLex (rulex.kpfu.ru) и RuLingva (rulingva.kpfu.ru) были рассчитаны значения 8 предикторов сложности: количество словоформ и лемм, длина предложения, длина слова, лексическое разнообразие (ЛР), терминологическая плотность, читабельность (MSIS) и частотность. На основании полученных метрик данных параметров было осуществлено сравнение сложности текстов уровня В2, продемонстрировавшее существенные различия всех параметров за исключением длины слова. Типичной для уровня В2 следует признать среднюю длину слова в 2.26 слога. Рост лексического разнообразия от уровня к уровню незначительный и находится в диапазоне 0.3 – 0.5. Рост сложности текстов по РКИ сопровождается увеличением терминологической плотности и ростом индекса читабельности. Поскольку текст по РКИ является важным источником лингвокультурной информации, полученные выводы могут быть полезны исследователям, разработчикам учебных и контрольно-измерительных материалов, а также преподавателям в процессе выбора учебного текста.

Об авторах

Э. Гафиятова
Казанский федеральный университет
Россия

Эльзара Василовна Гафиятова, доктор филологических наук, доцент

420008

Кремлевская, 18

Казань



Л. Галявиева
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Россия

Лейсан Шагиахматовна Галявиева, кандидат филологических наук, доцент

420029

Сибирский тракт, 35

Казань



М. Солнышкина
Казанский федеральный университет
Россия

Марина Ивановна Солнышкина, доктор филологических наук, профессор

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Солнышкина М. И., Соловьев В. Д., Гафиятова Э. В., Мартынова Е. В. Сложность текста как междисциплинарная проблема: отечественная и зарубежная парадигмы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 1. С.18– 39.

2. Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) (РГССУ) URL: https://gct.msu.ru/testirovanie-TRKI/ (дата обращения: 27. 12. 2022)

3. Duran, P., Malvern, D., Richards, B., Chipere, N. “Developmental Trends in Lexical Diversity” Applied Linguistics OUP 25/2, 2004. Pp. 220–242.

4. McCarthy, P. M., & Jarvis, S. ‘vocd: A theoretical and empirical evaluation’. Language Testing, 24, 2007. Pp. 459–488

5. McCarthy, P.M., & Jarvis, S. MTLD, vocd-D, and HD-D: A validation study of sophisticated approaches to lexical diversity assessment, Behavior Research Methods, 42(2), 2010. Pp. 381–392

6. Романов В. Н. Техника анализа сложных систем. СПб: СЗТУ, 2011. 287 с.

7. Горлушкина Н. Н. Системный анализ и моделирование информационных процессов и систем. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. 120 с.

8. Виноградова Е. М. Пропозициональный анализ художественного текста как основа его интерпретации // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 41. С. 145–152.

9. Безруких М. М., Адамовская О. Н., Иванов В. В., Филиппова Т. А. Особенности зрительного восприятия и окуломоторной активности у второклассников при чтении текстов различной сложности // Новые исследования. 2017. №, 4 (53). С. 46 – 63.

10. Ivanov V. V., Solnyshkina M. I., Solovyev V. D. Efficiency of text readability features in Russian academic texts // Komp’juternaja Lingvistika i Intellektual’nye Tehnologii, 2018. Pp. 267–283.

11. McCarthy, K. S., McNamara, D. S., Solnyshkina, M. I., Tarasova, F. Kh., Kupriyanov, R. V. The Russian language test: towards assessing text comprehension // Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 2019. № 4. Pp. 231–247

12. Solnyshkina M., Solovyev V., Ivanov V., Danilov A. Studying text complexity in Russian academic corpus with multi-level annotation // CEUR Workshop Proceedings. Proceedings of Computational Models in Language and Speech Workshop, co-located with the 15<sup>th</sup> TEL International Conference on Computational and Cognitive Linguistics, TEL 2018. 2018. Pp. 1–11.

13. Graesser A. C., McNamara D. S., Louwerse M. M., et al. Coh-Metrix: Analysis of text on cohesion and language // Behavior research methods, instruments, & computers. 2004. Vol. 36, Is. 2. Pp. 193–202.

14. Fergadiotis, G., & Wright, H. Lexical diversity for adults with and without aphasia across discourse elicitation task. Aphasiology, 2011. Pp. 1414–1430.

15. Казачкова М. Б., Галимова Х. Н. Лексическое разнообразие текста как параметр сложности текстов // Вестник Марийского государственного университета. 2021. № 3 (43). Т. 15. С. 384–390.

16. Кравченко А. В. «Язык писателя» как семиотический конструктор // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2014. № 16. С. 21–29

17. Соловьев В. Д., Солнышкина М. И., Макнамара Д. С. Компьютерная лингвистика и дискурсивная комплексология: парадигмы и методы исследований // Russian Journal of Linguistics. 2022. Т. 26. № 2. С. 275–316.

18. Douglas Biber University Language: A corpus-based study of spoken and written registers // Studies in Corpus Linguistics, 2007. V.23. Pp. 624– 627.

19. Вахрушева А. Я., Солнышкина М. И., Куприянов Р. В., Гафиятова Э. В., Климагина И. О. Лингвистическая сложность учебных текстов. // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, БелГУ. 2021. №40 (1). С. 88–99

20. Мартынова Е. В., Солнышкина М. И., Мерзлякова А. Ф., Гизатулина Д. Ю. Лексические параметры учебного текста (на материале текстов учебного корпуса русского языка) // Филология и культура. Philology and Culture. 2020. № 3 (61). С. 72–80.

21. Гомон Д.Н. Проблема снятия омонимии // Карповские научные чтения : сб. науч. ст. Вып. 5: в 2 ч. Ч. 1. Минск: «Белорусский Дом печати», 2011. С.166–170.

22. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник. 2009. URL: http://dict.ruslang.ru/freq.php (дата обращения: 26. 12. 2022)

23. Kupriyanov, R. V., Solnyshkina, M. I., Dascalu, M. and Soldatkina, T. A. Lexical and syntactic features of academic Russian texts: a discriminant analysis, Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 2022, № 8 (4). Pp. 105–122

24. Аверьянова Г. Н. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г. Н. Аверьянова и др. М-СПб: «Златоуст». 1999. 112 с.

25. Чепкова Т. П. Русские фразеологизмы. Узнаем и учим : учеб. пособие / Т. П. Чепкова, Ю. Б. Мартыненко, Е. В. Степанян. М: ФЛИНТА. 2013. 107 с.

26. Richards, B. Type/Token Ratios: what do they really tell us? Journal of Child Language, 1987, № 14. Pp. 201–209.

27. To VT, Le T. Lexical density and readability: a case study of English textbooks // Proceedings of the Australian Systemic Functional Linguistics Association Conference. Melbourne, 2013. Pp. 61–71.

28. Лапошина А. Н., Лебедева М. Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19. № 3. С. 331–345.

29. Чурунина А. А., Солнышкина М. И. Ярмакеев И. Э. Лексическое разноообразие как предиктор сложности учебников по русскому языку // Русистика. 2023. № 2. (в печати).


Рецензия

Для цитирования:


Гафиятова Э., Галявиева Л., Солнышкина М. Лексические предикторы сложности учебных текстов по русскому языку как иностранному. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):33-44. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-33-44

For citation:


Gafiyatova E., Galyavieva L., Solnyshkina M. Lexical predictors of text complexity: The case of Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2023;(2):33-44. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-33-44

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)