Манипулятивные технологии в больших объемах лингвистических данных: социальные медиа
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-146-153
Аннотация
В статье представлены результаты исследования манипулятивных приемов на материале больших объемов лингвистических данных социальных медиа, посвященных реализации крупного градостроительного проекта в сфере дорожно-транспортного строительства в г. Москве. Исследование проводилось на материале данных социальных сетей, видеохостингов, микроблогов, блогов, форумов и сайтов отзывов (3 358 590 токенов, аудитория 17 688 221). В ходе исследования была сформирована база данных, содержащая контент, генерированный пользователями, и их цифровые следы, отражающие реакцию пользователей. Анализ данных проводился в когнитивном аспекте, использовались нейросетевой текстовый анализ, контент-анализ, сентимент-анализ, анализ цифровой агрессии и лексических ассоциаций. В качестве инструментария для сбора данных применялась мониторинговая система Brand Analytics, для анализа и интерпретации данных использовались GPT-4o, GPT-4o mini, GPT-4, TextAnalyst 2.32, AutoMap, для визуальной аналитики – платформа Tableau. Анализ данных позволил выделить мифологическое манипулирование, речевые и психотехнологии. При использовании манипулятивных приемов в медиапространстве активно применяются риторические тропы и фигуры, софизмы, эристические уловки. Адаптации последних к специфике цифровых коммуникаций позволяет оказывать влияние на аудиторию косвенными способами, значительно повышая эффективность воздействия, что, соответственно, может привести к усилению конфликтогенности и социальной напряженности.
Об авторах
М. А. ПильгунРоссия
Пильгун Мария Александровна - доктор филологических наук, профессор, РГУ; МГУ им. М.В. Ломоносова.
119991, Москва, Ленинские горы, 1
И. В. Ерофеева
Россия
Ерофеева Ирина Валерьевна - доктор филологических наук, профессор.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Риторика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2024. 232 с.
2. Пильгун М. А., Ерофеева И. В. Манипулятивные технологии в медиапространстве: когнитивный аспект // Когнитивные исследования языка. 2024. № 2-2 (58). С. 598–604.
3. Rudinow T. Manipulation. N.-Y., 1997. 234 р.
4. Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием: Роль коммуникативных процессов /; Рос. экол. акад. М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998. 79 с.
5. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1996. 344 с
7. Arnaudo, D. Bradshaw, S., Ooi, H.H., Schwalbe, K., Zakem, V. and Zink, A. Combating information manipulation: A playbook for elections and beyond. Stanford: Stanford university, 2021. 54 p.
8. Li, P. H., Y.-Y. Huang., Shei, C. Hsieh, H.-P. ExoFIA: Deep Exogenous Assistance in the Prediction of the Influence of Fake News with Social Media Explainability. Applied Sciences10.3390/app13116782 13:11, 2023. Рр. 6782– 6789.
9. Caled D., Silva M. J. Digital media and misinformation: An outlook on multidisciplinary strategies against manipulation. In Journal of computational social science, Vol. 5, 2022. Pp. 123–159.
10. Martin-Neira, J. I., Trillo-Domнnguez, M. and Olvera-Lobo, M.D. Science journalism against disinformation: decalogue of good practices in the digital and transmedia environment. Scientific Journal of Communication and Emerging Technologies, 21(1). 2023. Pp. 1699–2407.
11. Stahl B. C., Schroeder D., Rodrigues R. Manipulation; In: Ethics of Artificial Intelligence; Springer Briefs in Research and Innovation Governance. Cham: Palgrave Macmillan, Springer, 2023. Pp. 53–61.
12. Wach, K., Duong, C., Ejdys, J., Kazlauskaite, R, Korzynski, P., Mazurek, G., Paliszkiewicz, J. and Ziemba, E. The dark side of generative artificial intelligence: A critical analysis of controversies and risks of ChatGpt. Entrepreneurial Business and Economics Review, 11(2), 2023. Pp. 7–30.
13. Wang. C., Tang F., Zhang Y. et al. Towards harmonized regional style transfer and manipulation for facial images; Comp; Visual Media 9, 2023. Pp. 351–366.
14. Kharlamov A.A., Pilgun M. Perception of the Situation: Social Stress and Well-Being Indices. Lecture Notes in Networks and Systems, 544 LNNS, 2023. Pp. 778–790.
15. Градосельская Г. В., Щеглова Т. Е. Теоретические основы исследования информационных волн в социальных сетях // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2019. М: ИПУ РАН, 2019. С. 1196–1199.
16. Юнг К. Г. Психология переноса. М.: Медков С. Б., 2020. 134 с.
17. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. М.: «Гуманитарный институт», 2006. 44 c.
18. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2003. 490 c.
19. ВКонтакте. URL: https://m.vk.com/ (дата обращения: 10.08.2019)
20. Дзен. URL: https://m.dzen.ru (дата обращения: 11.09.2019)
21. ВКонтакте. URL: https://m.vk.com/ (дата обращения: 15.08.2019)
22. ВКонтакте. URL: https://m.vk.com/ (дата обращения: 19.09.2019)
23. Дзен. URL: https://m.dzen.ru (дата обращения: 17.09.2019)
24. ВКонтакте. URL: https://m.vk.com/ (дата обращения: 25.08.2019)
Рецензия
Для цитирования:
Пильгун М.А., Ерофеева И.В. Манипулятивные технологии в больших объемах лингвистических данных: социальные медиа. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):146-153. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-146-153
For citation:
Pilgun M.A., Erofeeva I.V. Manipulative technologies in a large amount of linguistic data: Social media. Philology and Culture. 2024;(4):146-153. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-146-153