Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Мифопоэтический хронотоп повести Рудольфо Анайя «Деревня, которую боги выкрасили в желтый цвет» в парадигме магического реализма

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-215-221

Аннотация

Статья посвящена определению функций мифопоэтического хронотопа повести Рудольфо Анайя «Деревня, которую боги выкрасили в желтый цвет» (1982). Выявляются элементы магического реализма в тексте, что позволяет расширить представление об особенностях художественного мышления мексикано-американского (чикано) писателя XX века. Методологическую основу работы составляют труды Е.М. Мелетинского, А.Ф. Кофмана и В.Н. Топорова, посвященные раскрытию понятий «миф», «мифопоэтика», «мифопоэтический хронотоп», «магический реализм». Мифопоэтический метод применяется для изучения способов художественного освоения мифологических образов и мотивов и их функционирования. Структурно-семиотический метод способствует определению свойств пространства и времени в художественном тексте с выделением значимых бинарных оппозиций (по Ю.М. Лотману). На основе анализа выявляются черты мифопоэтического хронотопа повести, воплощенного в тексте с помощью введения мифологем, связанных с ритуальными практиками древних майя, и архетипических оппозиций («свой – чужой», «север – юг», «жизнь – смерть»); уточняется специфика создания образов героев во взаимосвязи с принципами «поэтики сверхнормативности», характерной для латиноамериканского магического реализма; раскрывается своеобразие мировидения автора и содержательная глубина художественного текста.

Об авторах

Т. В. Воронченко
Забайкальский государственный университет
Россия

Воронченко Татьяна Викторовна - доктор филологических наук, профессор.

672039, Чита, Александро-Заводская, 20



Е. В. Фёдорова
Забайкальский государственный университет
Россия

Фёдорова Екатерина Владимировна - старший преподаватель.

672039, Чита, Александро-Заводская, 20



Ю. М. Круглова
Читинская государственная медицинская академия
Россия

Круглова Юлия Михайловна – преподаватель.

672000, Чита, Бабушкина, 44



Список литературы

1. Воронченко Т. В. Мексикано-американский дискурс в литературе США. Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. 256 с.

2. Ващенко А. В. Реализм и магия Рудольфо Анайя // Литературная учеба. 1989. № 4. С. 185–188.

3. Хорошаева И. Ф. Современное индейское население Мексики // Американский этнографический сборник. М.: АН СССР, 1960. С. 156–202.

4. Robinson C. No Short Journeys: The Interplay of Cultures in the History and Literature of the Borderlands. Tucson: University of Arizona Press, 1992. 148 p. DOI: 10.2307/j.ctv2r4kxmw.

5. Мифогенный и мифотворческий потенциал образов в зарубежной литературе XIX века. Романтизм (Часть I) / А. А. Козин, Н. А. Литвиненко, И. Е. Лунина, О. Н. Редина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 4. С. 85–94. DOI: 10.18384/2310-7278-2022-4-85-94.

6. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. 299 с. С. 227–284.

7. Кофман А. Ф. Магический реализм латиноамериканский // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб. С. 492– 493.

8. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.

9. Анайя Р. Деревня, которую боги выкрасили в желтый цвет // Литературная учеба. 1989. № 4. С. 175–184.

10. Кофман А. Ф. «Что гринго здорово, то латиноамериканцу смерть…» Особенности выстраивания латиноамериканской картины мира // Ибероамериканские тетради. 2023. Т. 11. № 1. С. 16–40. DOI 10.46272/2409-3416-2023-11-1-16-40.

11. Anaya R. The Village That the Gods Painted Yellow // The Man who Could Fly and Other Stories. Norman: University of Oklahoma Press, 2006. 197 p. P. 18–35.

12. Кинжалов Р. В. Индейцев Центральной Америки мифология // Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1982. С. 425–429.

13. Karasik O. B., Sadykova A. I. On the Border of Magic and Reality: On Magical Realism in R. Anaya's The Man Who Could Fly // Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2017. Vol. 7. Pp. 388–392.

14. Ершова Г. Кто такие индейцы майя и почему они нам так интересны? // Contralto People. URL: https://contraltopeople.ru/maya_in_mexico (дата обращения: 01.08.2024).

15. Кофман А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: Наследие, 1997. 318 с.

16. Воронченко Т. В. Пограничные локусы в историко-культурном контексте: геопоэтика границы (на литературно-фольклорном материале российско-китайского и мексикано-американского пограничья) // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 3. С. 47–58. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-3-47-58.


Рецензия

Для цитирования:


Воронченко Т.В., Фёдорова Е.В., Круглова Ю.М. Мифопоэтический хронотоп повести Рудольфо Анайя «Деревня, которую боги выкрасили в желтый цвет» в парадигме магического реализма. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):215-221. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-215-221

For citation:


Voronchenko T.V., Fyodorova E.V., Kruglova Yu.M. Mythopoetic chronotope of Rudolfo Anaya’s short novel “The Village the Gods Painted Yellow” in the paradigm of magical realism. Philology and Culture. 2024;(4):215-221. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-215-221

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)