Категория одушевленности / неодушевленности в обучении русскому языку как иностранному: результаты опытно-экспериментальной работы
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-356-362
Аннотация
В статье представлены результаты разработки и внедрения методической системы заданий по развитию грамматической компетенции иностранных обучающихся на основе категории одушевленности / неодушевленности, которая является уникальным лингвистическим феноменом, «построенным» на противопоставлении «живого» «неживому». Исследование данной грамматической категории в лингводидактическом аспекте имеет большой потенциал, обусловленный спецификой рассматриваемой категории, так как ее изучение требует не только знания грамматических правил, но и умения оценить семантические характеристики существительных в конкретном контексте. Представленная лингводидактическая система включает в себя следующие типы заданий – подготовительные (имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные) и речевые. Кроме того, при подготовке учебных материалов учитывается принцип наглядности, который, по мнению авторов, является ключевым элементом работы с рассматриваемой грамматической категорией русского языка.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что разработанная система упражнений в сочетании с теоретическим материалом может обеспечить возможность более глубокого и системного понимания студентами-инофонами рассматриваемого грамматического материала, а также подготовить их к эффективному применению полученных знаний и навыков в реальной коммуникации.
Результаты данного исследования будут востребованы преподавателями РКИ и инофонами, изучающими русский язык как на начальном, так и на более продвинутом этапах обучения с целью формирования и совершенствования грамматической компетенции на русском языке.
Об авторах
Ю. В. АгееваРоссия
Агеева Юлия Викторовна - доктор филологических наук, профессор.
420008, Казань, Кремлевская, 18
В. С. Гмызина
Россия
Гмызина Виктория Сергеевна – ассистент.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Ельмслев Л. О категориях личности / неличности и одушевленности / неодушевленности // Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Наука, 1972. С.114–152.
2. Ицкович В. А. Существительные одушевленные / неодушевленные в современном русском языке (норма и тенденции) // Вопросы языкознания. 1980. № 4. С. 84–96.
3. Нарушевич А. Г. Несколько вопросов о категории одушевленности / неодушевленности // Русский язык. 2002. № 41. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204103 (дата обращения: 22.05.2024).
4. Великий Д. С. К вопросу об обобщенной структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 674–677.
5. Пассов Е. И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. Спб.: Златоуст, 2019. 172 c.
6. Агеева Ю. В., Юань Л. Комбинированная форма обучения русскому языку как иностранному: из опыта внедрения // Русский язык в поликультурном мире: сборник науч. статей III Межд. симпозиума. Ялта: «Издательство Типография "Ариал”», 2019. С. 176–182.
7. Русский язык без ошибок: уровень А1: учебное пособие / сост.: Ю. В. Агеева, В. Н. Яппарова. Казань: Издательство Казанского университета, 2020. 100 с.
Рецензия
Для цитирования:
Агеева Ю.В., Гмызина В.С. Категория одушевленности / неодушевленности в обучении русскому языку как иностранному: результаты опытно-экспериментальной работы. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):356-362. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-356-362
For citation:
Ageeva Yu.V., Gmyzina V.S. The animate/inanimate category in teaching Russian as a foreign language: The results of experimental work. Philology and Culture. 2024;(4):356-362. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-356-362