Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Региональный компонент в обучении русскому языку как иностранному: содержание и способы реализации (Псковский опыт)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-376-381

Аннотация

В статье представлена разработанная в Псковском государственном университете концепция реализации регионального компонента в обучении русскому языку инофонов. Актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью оптимизации процесса социокультурной адаптации иностранцев в регионе обучения и проживания. Предлагается комплексное решение проблемы с охватом широкого контингента обучающихся. Показано разнообразие форм реализации регионального компонента обучения и используемых при этом средств обучения, разрабатываемых с учетом коммуникативных потребностей адресата и уровня его владения русским языком. Принципы комплектования лингвокраеведческого минимума и приемы его активизации в речи инофонов раскрываются применительно к иностранным студентам предвузовского уровня подготовки. Большое внимание уделяется вопросам адаптации бакалавров, проходивших предвузовскую подготовку в других регионах: адаптационный экспресс-курс русского языка, включающий региональный компонент, и обширная программа внеаудиторных регионоведческих мероприятий предлагаются студентам нефилологических специальностей. Для иностранных студентов-филологов разработана специальная дисциплина, готовящая их к работе с псковским фольклорным и диалектным материалом, в ходе учебной практики на улицах города они осваивают его топонимическое пространство. Иностранные магистранты и аспиранты-русисты с высоким уровнем сформированности лингвокраеведческой компетенции участвуют в проектах университетской лексикографической лаборатории. Подчеркивается, что предлагаемая система разработки регионального компонента в обучении русскому языку как иностранному может быть реализована на материале других российских городов и регионов, что определяет практическую значимость концепции и представляющей ее статьи.

Об авторах

Т. Г. Никитина
Псковский государственный университет
Россия

Никитина Татьяна Геннадьевна - доктор филологических наук, профессор.

180000, Псков, пл. Ленина, 2



Е. И. Рогалёва
Псковский государственный университет
Россия

Рогалёва Елена Ивановна - доктор филологических наук, профессор.

180000, Псков, пл. Ленина, 2



Список литературы

1. Выхованец Н. А. Региональный компонент как основа культуроориентированной методики преподавания РКИ // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. № 4. С. 424–428.

2. Сорокина М. О. Курс «Региональная лингвокультурология» как база для формирования страноведческой компетенции студентов иностранцев (методические заметки) // Terra scimus. Сб-к статей по итогам научно-практич. семинара. Барнаул: АлтГУ, 2020. С. 121–125.

3. Бочина Т. Г., Агеева Ю. В. Как время катится в Казани золотое // Мир русского слова. 2005. № 1–2. С. 115–120.

4. Башарова Н. Ф., Фархетдинова Г. Д. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного // Казанский педагогический журнал. 2018. №1. С. 99–102.

5. Шевелева Т. Н., Елгаева Е. П. Дидактический потенциал «музейных текстов» при изучении русского языка как иностранного // Нижегородское образование. 2023. № 3. С. 69–74.

6. Глушкова С. А. Региональный компонент при обучении РКИ (опыт Алтайского государственного педагогического университета) // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2024. № 1. С. 29–34.

7. Зиновьева Т. И. Поликультурная школа современного российского мегаполиса // Известия института педагогики и психологии образования. 2020. № 1. С. 38–47.

8. Винокурова М. И. О месте регионального компонента в разработке учебных пособий по русскому языку как иностранному для студентов-медиков // Русский язык в современном Китае. Мат-лы IХ Междунар. научно-практич. конфер. Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. С. 55–58.

9. Пылкова А. А. Педагогический дизайн учебного пособия по русскому языку как иностранному с учётом регионального компонента: концепция коммуникативного моделирования на примере краеведческого материала Хабаровска // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 1. С. 223– 231.

10. Толмачева Е. В., Пархомова Е. С., Легочкина Е. Н. Реализация национально-регионального компонента в обучении русскому языку студентов-иностранцев на проектной основе // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2021. Т. 25. № 3. С. 163–171.

11. Рубис А. Г. Виртуальная экскурсия как новая форма работы в преподавании РКИ // Молодёжь – науке – 2021: Мат-лы научно-практич. конфер. ПсковГУ. Т. VI. Псков: ПсковГУ, 2023. С. 117–121.

12. Грицкевич Ю. Н., Лукьянова С. В., Попкова Л. М. Добро пожаловать в Псков! Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2018. 140 с.

13. Варламова М. П., Головина Л. С., Галактионова Г. В. О чем рассказывают городские названия: учебный лингвокультурологический словарь. Псков: Логос, 2012. 136 с.

14. Рогалёва Е. И., Никитина Т. Г., Муратова М. И. История региона в названиях улиц: лингвокраеведческий словарь. Псков: Логос, 2018. 115 с.

15. Сенаторова О. А. Регионы России. Владимирская область: учеб. пособие по лингвокраеведению для изучающих русский язык как иностранный. Владимир: ВлГУ, 2019. 204 с.

16. Бочина Т. Г. Юрта и ее детали в тувинских загадках // Новые исследования Тувы. 2024. № 2. С. 125–140.

17. Рогалёва Е. И., Никитина Т. Г. Путешествуем по России с русскими пословицами и поговорками. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 136 с.

18. Борисенко Н. Ю. Формирование лингвокультурографических навыков иностранных бакалавров-русистов на материале образных сравнений: дис. ... канд. пед. наук: Казань, 2020. 237 с.

19. Муратова М. И. Формирование лингвокраеведческой компетенции иностранных студентов-русистов с учетом профессиональной направленности обучения: дис … канд. пед. наук: Казань, 2021. 168 с.


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И. Региональный компонент в обучении русскому языку как иностранному: содержание и способы реализации (Псковский опыт). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):376-381. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-376-381

For citation:


Nikitina T.G., Rogaleva E.I. Regional component in teaching Russian as a foreign language: The content and methods of its implementation (the experience of Pskov University). Philology and Culture. 2024;(4):376-381. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-376-381

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)