Роль русского языка в профессиональной подготовке иностранных студентов-медиков (из опыта работы в Северо-восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова)
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-382-386
Аннотация
Статья рассматривает значение русского языка как иностранного в профессиональной подготовке студентов-медиков, обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Указана роль сотрудничества кафедры русского языка как иностранного филологического факультета и профильных кафедр Медицинского института как эффективного инструмента языковой и профессиональной подготовки иностранных студентов, будущих врачей. На материале учебной дисциплины «История медицины» представлена система обучения иностранцев-медиков из стран Ближнего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Показана совместная работа преподавателя-медика и русиста в составлении «дорожной карты» обучения русскому языку иностранцев, как правило, не владеющих этим языком. Преподавателю русского языка как иностранного рекомендуются задания по работе с тематическим тезаурусом, по расширению профессионально ориентированной лексики, развитию устной связной речи, по работе с учебным адаптированным текстом с использованием современных информационных технологий. Делается вывод о том, что при таком подходе к учебным занятиям иностранцы-медики готовы к активному участию в учебном процессе в таких формах, как составление коллажей по изучаемым темам и разделам, подготовка докладов по истории медицины в своих странах для участия в конференции «Неделя молодежной науки», в различных вариантах деловой игры «Медицина вчера и сегодня». Представленная в статье методика может использоваться для создания учебно-методического комплекса, способствующего более эффективному обучению русскому языку иностранцев-медиков. Делается вывод о том, что межкафедральное сотрудничество в обучении русскому языку иностранцев-медиков играет важную роль в профессиональном становлении будущих врачей.
Об авторах
С. М. ПетроваРоссия
Петрова Светлана Максимовна - доктор педагогических наук, профессор.
677000, Якутск, Белинского, 58
М. Н. Петрова
Россия
Петрова Милана Николаевна - кандидат медицинских наук, доцент.
677000, Якутск, Белинского, 58
Список литературы
1. Никитина Т. Г. Профессионально ориентированный курс русского языка: принципы отбора и организации материала // Вестник педагогических наук. 2024. № 7. С. 48–53.
2. Ковынева И. А., Петрова Н. Э. Работа с аудиовизуальными средствами в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинских вузах Российской Федерации //Азимут научных исследований: Педагогика и Психология. 2023. Т. 12. № 2 (43). С. 48–53.
3. Помигуева Е. А. Кейс-технологии в обучении научно-профессиональной речи студентов-иностранцев на занятиях по русскому языку в техническом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11 (2). С. 359–364.
4. Анфалова Л. В. Готовность иностранных студентов к профессиональному общению. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11(189). С. 24–28.
5. Курьянова С. А. Реализация межпредметного сотрудничества при обучении иностранных студентов языку специальности // Вопросы педагогики. 2018. № 4 (2). С. 20–23.
6. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень / Н. П. Андрюшина и др. М.-СПб.: Златоуст, 2000. 56 с.
7. Чиркова В. М. Интеграция учебной и профессиональной деятельности в процессе изучения русского языка как иностранного в подготовке студентов-медиков к клинической практике // Карельский научный журнал. 2018. № 3 (24). Т. 7. С. 31–34.
8. Ван Ямэн. Анализ профессионализмов в научных текстах русского языка в контексте восприятия китайского студента // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9 (1). С. 25–28.
9. Соловьева М. С. Русский язык как иностранный. Основы медицинских знаний / М. С. Соловьева, М. Н. Петрова. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2021. 83 с.
Рецензия
Для цитирования:
Петрова С.М., Петрова М.Н. Роль русского языка в профессиональной подготовке иностранных студентов-медиков (из опыта работы в Северо-восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):382-386. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-382-386
For citation:
Petrova S.M., Petrova M.N. The role of the Russian language in the professional training of international students of medicine at Ammosov North-Eastern Federal University. Philology and Culture. 2024;(4):382-386. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-382-386