Полилингвальная среда вуза: опыт организации
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-387-392
Аннотация
В статье актуализируется проблема поиска эффективных форм организации деятельности студентов в вузе в условиях полилингвальной образовательной среды. Авторы статьи сосредоточили свое внимание на систематизации ценного опыта по организации полилингвальной среды университета на основе анализа форм включения студентов в данную среду как субъектов организованного педагогического взаимодействия. В работе излагаются теоретические положения, касающиеся содержания понятий «полилингвальное образовательное пространство», «полилингвальная среда». Эти понятия рассматриваются как системные, основанные на совокупности таких структурных компонентов, как информационно-содержательный, деятельностно-событийный, ценностно-ориентационный, коммуникативно-нормативный. В результатах исследования приводятся данные о разнообразных видах научно-исследовательской, культурно-досуговой, творческой деятельности студентов на полиязыковой основе, в которых они реализуют свой личностный потенциал через погружение в языковую среду, многообразие культурных отношений. В систематизированной форме авторы сопоставляют компоненты полилингвальной среды с выделением их основных целевых характеристик и соответствующие им формы организованной деятельности студентов в Казанском федеральном университете. Статья может быть рекомендована преподавателям, руководителям студенческих групп, работникам структурных подразделений, организующих досуговую деятельность, и самим студентам для включения в поликультурное пространство вуза на полилингвальной основе.
Об авторах
И. Э. ЯрмакеевРоссия
Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Р. М. Ахмадуллина
Россия
Ахмадуллина Римма Маратовна - кандидат педагогических наук, доцент.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Н. Р. Валиахметова
Россия
Валиахметова Нелли Раисовна - кандидат педагогических наук, доцент.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Banks J. A. Citizenship education for a pluralistic democratic society // Social studies. 2012. Vol. 81. No. 2. P. 210–214.
2. Сидакова Н. В. Переосмысление приоритетов и ценностных установок в полилингвальном и поликультурном образовании // АНИ: Педагогика и психология. 2018. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereosmyslenie-prioritetov-i-tsennostnyh-ustanovok-v-polilingvalnom-i-polikulturnom-obrazovanii (дата обращения: 24.10.2023).
3. Буланкина Н. Е. Полиязыковое образовательное пространство в контексте культуры // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки. 2003. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poliyazykovoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-v-kontekste-kultury (дата обращения: 24.10.2024).
4. Мосиенко Л. В., Хажгалиева Г. Х. Развитие полилингвальной культуры как цель современного языкового образования // Вестник ОГУ. 2017. № 2 (202). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-polilingvalnoy-kultury-kak-tsel-sovremennogo-yazykovogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.03.2024).
5. Хажгалиева Г. Х. Организация полилингвального образовательного пространства вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 322–326.
6. Соколков Е. А., Буланкина Н. Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. М.: Университетская книга. Логос, 2008. 207 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ярмакеев И.Э., Ахмадуллина Р.М., Валиахметова Н.Р. Полилингвальная среда вуза: опыт организации. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):387-392. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-387-392
For citation:
Yarmakeev I.E., Akhmadullina R.M., Valiakhmetova N.R. Experience in organizing polylingual environment at university. Philology and Culture. 2024;(4):387-392. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-387-392