Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Индексальная ретардация как основа эпической пьесы (на материале драматургии А.Н. Островского)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-293-300

Аннотация

Ретардация играет важнейшую роль в художественном мире А.Н. Островского и широко распространена в его пьесах, что свидетельствует об интермедиальности творчества писателя. Усиление интертекстуальных связей между литературой, театром, живописью и музыкой способствовало модификации традиционных жанров. В жанровом отношении Островский подчеркивал значимость охвата статичного пространства, называя свои комедии картинами, сценами и др. Малые драматические жанры выделяются субстанциональным конфликтом. Это связано с тем, что интерес драматурга сконцентрирован не на ведении интриги, а на характерах действующих лиц. Автор статьи рассуждает о синтезе искусств, сближая общую для литературных картин и сцен статичность с жанровой живописью. Ретардация как акцент на отсутствии значимого движения в пьесе позволяет зрителю войти в изображаемое пространство с позиции дистанции. Цель статьи - рассмотреть художественное время и пространство картин и сцен у Островского. Результаты исследования показали, что Островский часто использует индексальную ретардацию во вставных нарративах персонажей. Событийная ретардация, служащая усилению напряжения перед кульминацией пьесы, отличается от ретардации индексалыюй. В эпической драматургии Островского индексальная ретардация служит маркером подчеркнутой расслабленности, вводит в круг повседневных интересов персонажей. Драматург ретардирует действие пьесы через внесюжетные элементы: повторы, параллелизм, шпаты и реминисценции, а также сюжетные: метафоры ирреального пространства (сознательные грезы и бессознательные сны), зрительные маркеры (зеркало, карты. образы воды и др.), цветообразы. Сосредоточенность не на действии, но на состояниях как основной категории изобразительного искусства позволяет наделить внутритекстовое пространство в драматургии Островского чертами живописного.

Об авторе

А. И. Лебедева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Лебедева Анастасия Игоревна - аспирант кафедры теории литературы.

119991, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Алмазов Б. Н. Сон по случаю одной комедии. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М.: Искусство. 1982. 544 с.

2. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М.: Изд-во МГУ. 1988. 198 с.

3. Чернец Л. В. Жанры пьес А. Н. Островского // Русская словесность. 2009. № 1. С. 11 -20.

4. Константинова А. В. «Живые картины»: визуальный театр дорежиссерской эпохи (к истории русского театра первой половины XIX в.) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. №4 (39). С. 219-236.

5. Мосалева Г. В. Слово изображенное и изображающее: А. Н. Островский. Н. С. Лесков. И. С. Шмелев // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2019. Т. 29. Выл. 6. С. 1012-1017.

6. Чайкина Т В. «Шутники» А. Н. Островского как пьеса-картина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 62-65.

7. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс». 2000.536 с.

8. Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис). Вопросы театра. 2019. № 3-4. С. 412-135.

9. Тюпа В. И. Осевая нарратологическая категория в исторической перспективе // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 1. С. 10-31. DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-1-10-31

10. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. / Под ред. К. Разлогова. М.: Прогресс. 1991. 480 с.

11. Louvel L. Poetics of the Iconotext. Edited by Karen Jacobs, translated by Laurence Petit. Burlington. VT: Ashgate. 2011. 206 р.

12. Островский A. H. Полн. собр. соч.: в 12 т./ Под общ. ред. Г. И. Владыкина. М.: Искусство. 1973-1980.

13. Миклашевский К. La commedia dell’arte, или Театр итальянских комедиантов XVI. XVII и XVIII столетий. М.: NAVON А. 2017.338 с.

14. Овчинина И. А. «Эта вещь писана для знатоков» (пьеса А. Н. Островского «Не всё коту масленица») // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26. № 4. С. 83-88. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-83-88


Рецензия

Для цитирования:


Лебедева А.И. Индексальная ретардация как основа эпической пьесы (на материале драматургии А.Н. Островского). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):293-300. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-293-300

For citation:


Lebedeva A.I. Index retardation as the basis of an epic play (a case study of A. Ostrovsky’s dramaturgy). Philology and Culture. 2024;(4):293-300. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-293-300

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)