Вербализация ценностей в фэнтези-дискурсе посредством идиом (на материале англоязычных компьютерных видеоигр 2000–2020-х гг.)
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-75-81
Аннотация
В статье исследуется аксиологический аспект фэнтези-дискурса в таких компьютерных видеоиграх, как WarCraft III (2002–2003), Disco Elysium (2019) и Hades (2020), и его вербализация посредством идиоматических выражений. Ценности и идеалы, выраженные идиомами, играют ключевую роль в создании смысловых репрезентаций альтернативных миров, несмотря на функциональные и структурные различия видеоигр и традиционных литературных произведений. Видеоигры, обладающие интерактивностью и организованные по принципу гипертекста, создают уникальное дискурсивное пространство, в котором игроки могут выбрать собственные пути взаимодействия с миром фэнтези. Систематизация идиоматических выражений позволяет оценить динамику аксиологического содержания за рассматриваемые периоды. Целью исследования выступает проведение диахронического анализа идиом за период с 2000-х по 2020-е гг. В статье предлагается методология, основанная на анализе идиоматических выражений в рамках гибридной аксиологической иерархии, базирующейся на системах Л. К. Байрамовой и Ш. Х. Шварца и состоящей из семи ориентиров. В результате исследования обнаружены существенные сходства между ценностными иерархиями за рассматриваемый период. Место аксиологических ориентиров в иерархии обусловлено как внеигровыми (культурой и политической обстановкой в стране создания игры), так и игровыми (сюжетом, механиками игры) факторами.
Об авторе
М. Д. КрасоцкаяРоссия
Красоцкая Милана Денисовна, аспирант, педагог дополнительного образования,
117198, Москва, Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Ленанд, 2019. 144 с.
2. Лутовинова О. В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 4–7.
3. Скребцова Т. Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. М.: Изд. дом ЯСК, 2020. 313 с.
4. Лушникова Г. И., Медведева Е. В. Дискурсивное пространство фэнтези (на материале произведений А. Нортон) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11573&ysclid=m2rg5bpjij448237901 (дата обращения: 27.10.2024).
5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 331 с.
6. Медведева Е. В. Интертекстуальность как дискурсообразующая категория пространства жанра фэнтези // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). С. 133–137.
7. Павлухина О. В. Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 4 (14). С. 49–57.
8. Агапитова Е. К. Создание фантастического мира как внутренняя цель писателя-фантаста // Филологические исследования. 2016. URL: https://academy.petrsu.ru/journal/article.php?id=3004 (дата обращения: 27.10.2024).
9. Ревзина О. Г. Язык и текст. М.: МАКС Пресс, 2020. 561 с.
10. Бабаянц В. В. Ценности как объект лингвокультурологической рефлексии // Грамота. 2013. № 6 (24). С. 32–35.
11. Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. 312 с.
12. Чиненова Л. А. Английская фразеология в языке и речи. М.: Либроком, 2009. 101 с.
13. Алефиренко Н. Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм. М.: ЭЛПИС, 2008. 269 с.
14. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта, Наука, 2010. 224 с.
15. Ali N. Addressing The Elephant In The Room: Everyday Idioms In Fantasy Worlds. 2019. URL: https://bookriot.com/everyday-idioms-in-fantasy-worlds/ (дата обращения: 31.10.2024).
16. IMDb: Ratings, Reviews, and Where to Watch the Best Movies and TV Shows. 2024. URL: https://www.imdb.com/?ref_=nv_home (дата обращения: 31.10.2024).
17. Байрамова Л. К. «Аксиологический фразеологический словарь английского языка» как одно из новых средств в языковой подготовке специалистов-международников // Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников. 2013. Т. 2. С. 120–127.
18. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 2. С. 37–67.
19. Schwartz Sh. H. The Refined Theory of Basic Values // Values and Behavior: Taking a cross-cultural perspective. Springer, 2017. P. 51–85.
20. Корниенко Е. В. Идиолект и идиостиль: к вопросу о соотнесении понятий // Филология: научные исследования. 2019. № 1. С. 265–271.
21. Etymonline – Online Etymology Dictionary. 2024. URL: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 03.11.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Красоцкая М.Д. Вербализация ценностей в фэнтези-дискурсе посредством идиом (на материале англоязычных компьютерных видеоигр 2000–2020-х гг.). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):75-81. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-75-81
For citation:
Krasotskaya M.D. Verbalization of values in fantasy discourse through idioms (based on English videogames of the 2000–2020’s). Philology and Culture. 2025;(1):75-81. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-75-81