О нестабильности терминосистемы сферы методики преподавания иностранных языков в русском и английском языках (на примере терминов, обозначающих виды чтения)
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-82-91
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме нестабильности терминосистемы сферы методики преподавания иностранных языков, что является прямым последствием масштабных терминологических заимствований из английского языка в русский. В силу высоких темпов распространения терминов они не подвергаются процессам адаптации и систематизации в языке, из-за чего возникают трудности в унификации терминологии в английском и русском языках. В статье эта проблема раскрывается на примере соотношения терминов сферы методики преподавания иностранных языков, обозначающих разные виды и стратегии чтения в английском и русском языках. Подробно рассматриваются существующие переводные эквиваленты оригинальных английских терминов и адекватность их использования с примерами употребления русских и английских терминов в контекстах научных и учебно-методических работ. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проиллюстрированные несоответствия в использовании терминов приводят к нестабильности терминосистемы. Данная проблема нуждается в дальнейшем изучении, и вопрос систематизации терминов остается актуальным для исключения терминологических ошибок в научном контексте и наиболее полного и точного использования как оригинальных английских терминов, так и существующих русских терминологических эквивалентов.
Об авторе
Е. А. КузьминоваРоссия
Кузьминова Евгения Александровна, преподаватель,
394018, Воронеж, Университетская площадь, 1
Список литературы
1. Беляева Л. Н., Камшилова О. Н. Сетевое пространство и научный стиль: терминологические неологизмы // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 108–116.
2. Мурдускина О. В., Ведерникова Ю. В. Проблема передачи терминов-неологизмов при переводе специальных текстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76). С. 124– 127.
3. Тененёва И. В., Тененёва Н. В. Заимствование как инструмент терминообразования: проблемы и перспективы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9. № 3. С. 63–72.
4. Vasiljevs A., Pinnis M., Gornostay T. Service model for semi-automatic generation of multilingual terminology resources // Terminology and Knowledge Engineering. 2014. P. 67–76.
5. Richards J. C., Schmidt R. Longman dictionary of language teaching and applied linguistics. England: Routledge, 2013. 656 p.
6. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
7. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 185 с.
8. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. С. 153–162.
9. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. 224 с.
10. Морозова Е. В. О ценности экстенсивного чтения в процессе обучения иностранным языкам // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: Cборник статей и материалов / Cост. С. С. Наседкина, общ. ред. Е. А. Куштым. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2023. С. 121–126.
11. Цветкова М. В. Вопросы обучения различным видам чтения на уроках английского языка // Фундаментальные научно-практические исследования: актуальные тенденции и инновации: сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научно-практической конференции, Анапа, 31 мая 2021 года. Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. С. 38–42.
12. Плисов Е. В., Белова Е. Е., Ворохобов А. В. Использование англоязычных текстов из области туриндустрии при обучении чтению // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80–2. С. 272–274.
13. Коротких Е. Г., Носенко Н. В. Семантико-прагматическая компрессия текста в обучении английскому языку для специальных целей // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 57.
14. Сиверцева К. М. Роль «чтения для удовольствия» в непрерывном самообразовании и книжные клубы // Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: Сборник научных статей. СПб: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2023. С. 216–222.
15. Кириллович Н. Н., Костоусова Э. Т. Экстенсивное и интенсивное чтение в обучении иностранному языку в техническом вузе // Теория и практика преподавания иностранных языков (по материалам «Недели иностранных языков УГЛТУ – 2020») / Составитель и научный редактор С. Ф. Масленникова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный лесотехнический университет», 2020. С. 34–37.
16. Пуляевская М. А., Горбаренко Е. А., Ермолаева С. А., Сахарова Т. Е. Стратегический подход в обучении чтению на английском языке студентов вузов // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 32–35.
17. Хамова С. Н. Приобретение навыков просмотрового чтения – необходимое условие для привлечения студентов на первом этапе их обучения в высшей школе к научно–исследовательской деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022 № 02. С. 98–103.
18. Захарьева Л. В., Сысова Н. В. Skimming в системе обучения студентов профессионально ориентированному чтению // Лингвокультурная среда иноязычного профессионально ориентированного образования: материалы III Республиканской научно-практической конференции. Минск: ВА РБ, 2023. С. 100–103.
19. Атакищева И. В., Азиатцева Т. В. Применение технологии blended learning с адаптацией стратегий и программ обучения различным видам речевой деятельности студентов неязыковых отделений вузов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2015. № 4 (17). С. 79–84.
20. Малова Н. В. Особенности обучения чтению текстов научного стиля речи // Преподаватель как субъект и объект современного образовательного процесса: Материалы XLIV научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников, Самара, 03 февраля 2017 года / Под редакцией М. Н. Мысина. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. С. 130–135.
21. Нуждова Е. Н. Место и роль поискового чтения в обучении французскому языку // Наука и Образование. 2023. Т. 6. №. 2. URL: https://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5619 (дата обращения: 11.10.2024).
22. Рогачева Ю. В. Чтение иноязычной литературы как универсальный инструмент формирования ключевых компетенций студентов неязыковых вузов // Синергия. 2015. № 2. С. 34–39.
23. Лепешкина Г. Г., Семенова Е. Г. Просмотровое и поисковое чтение при обучении иностранному языку // Актуальные проблемы современной филологии и методики преподавания языка: материалы VIII международной научно-практической Интернет-конференции, Орел, 08–18 декабря 2015 года. Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2016. С. 114–120.
24. Ощепкова Т. В., Пролыгина М. М., Старкова Д. А. Приемы обучения различным видам чтения // Иностранные языки в школе. 2005. № 3. С. 14–21.
25. Чеславская И. И. Формирование умений поискового чтения как одно из средств подготовки учащихся к обязательному выпускному экзамену по предмету «Английский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени обучения // Преподаватель года 2019: сборник статей Международного научно-методического конкурса, Петрозаводск, 29 декабря 2019 года. Том Часть 1. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. С. 47–54.
26. Гузикова В. В., Нестерова В. Е. Формирование навыков чтения текстов по специальности с учетом принципа проблемного обучения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 4 (102). С. 137–144.
27. Иванова Л. А., Лукомская Е. Л. Технология обучения чтению иноязычных текстов студентов нефилологических специальностей // Профессиональное лингвообразование: Материалы шестнадцатой международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 05 октября 2022 года. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. С. 164–174.
28. Демиденко В. В. Формирование умений поискового чтения при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции, Саранск, 02 ноября 2016 года / Редколлегия: Л. А. Лазутова (отв. ред.). Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2016. С. 74–79.
29. Проскурякова М. П., Соловьева И. А. Чтение и его виды // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: Материалы VII Международной научно-методической конференции, Омск, 21 мая 2021 года / ОАБИИ. Омск: Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2021. С. 326–329.
Рецензия
Для цитирования:
Кузьминова Е.А. О нестабильности терминосистемы сферы методики преподавания иностранных языков в русском и английском языках (на примере терминов, обозначающих виды чтения). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):82-91. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-82-91
For citation:
Kuzminova E.A. On instability of FLT terminology system in the Russian and English languages (based on terms denoting types of reading). Philology and Culture. 2025;(1):82-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-82-91