Смысловая перевернутость библейских мифологем в романе Л. Н. Андреева «Дневник Сатаны»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-194-200
Аннотация
Роман Л. Н. Андреева «Дневник Сатаны» впервые подробно рассмотрен в контексте библейской мифологии в обозначенных новых аспектах. Предметом научного внимания стал процесс смыслового переконструирования библейских мифологем с сохранением их символической природы, направленный на воссоздание подлинной реальности, характеризующейся мироощущением без Христа. Андреев предстает как мыслитель, выражающий собственные концепции природы человека и Сатаны. Парадигматическая мена в работе с библейскими символическими образами и мотивами демонстрирует авторский пессимизм и носит обличительный характер. В статье определены функции использования мифологем, проанализированы образы в системе отношений «Вандергуд (Сатана) – Мария – Магнус», показан результат трансформации библейской концепции Слова. Сатана, чье предназначение – искушать человека, разъединять и быть носителем зла, в статусе «вочеловечившегося» сам подвергается искушению. Фома Магнус под маской лжи проявляет низменную многоликость. «Осатаневшими» предстают перед читателем и Магнус, и кардинал. В образе «прекрасной» Марии сокрыта «страшная» пустота. Библейское значение Слова в романе обесценивается, ибо выполняет функцию «услуги», скрывая «ложь игры» и отражая положение дел мире, в котором произошло искажение истины. Слово-Истина трансформируется в Слово-Ложь. Вечная тема человеческой жизни и человеческой души как поля непрекращающейся борьбы Бога и Сатаны получила в концепции Андреева новое для русской литературы художественное воплощение, что позволяет говорить о нем как о писателе-мыслителе, философе и экспериментаторе. Исследование опирается на методологические принципы мифопоэтического, структурно-семиотического и сопоставительного анализа текста.
Ключевые слова
Об авторе
Э. А. РадьРоссия
Радь Эльза Анисовна, доктор филологических наук, доцент,
453103, Стерлитамак, проспект Ленина, 49
Список литературы
1. Андреев Л. Н. Дневник. 15.05.1891–17.08.1891 // РАЛ (Русский архив в Лидсе). MS. 606 / Ед. хр. 4. Л. 47–47об.
2. Ильин В. Н. Вавилон и Иерусалим: демоническое и святое в литературе. СПб: Русский Миръ, 2011. 720 с.
3. Руднев А., Чуваков В., Козьменко М. Андреев Л. Спасите наши души! (Статья и письма) // Вопросы литературы. 1991. № 7. С. 165–198.
4. Болдырева Т. В. Типология культурных кодов в драматургии Л. Андреева // Русский язык и литература рубежа XX–XXI веков: специфика функционирования: Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5–7 мая 2005 года). Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С. 456–460.
5. Фромм Э. Библейская концепция человека. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/From_biblKon.php (дата обращения: 05.01.2024).
6. Акбашева А. С. Серебряный век: художественное и читательское творчество: Монография. Стерлитамак, 2011. 201 c.
7. Андреев Л. Н. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 6. Рассказы; Повести; Дневник Сатаны; 1916–1919; Пьесы 1916; Статьи / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; Сост. и подгот текста В. Александрова и В. Чувакова; Коммент. Ю. Чирвы и В. Чувакова. М.: Худ. Лит. 1996. 720 с.
8. Большой путеводитель по Библии: Пер с нем. М.: Республика, 1993. 479 с.
9. Гусева Т. К. «Дневник Сатаны» Л. Андреева как сращение интимного и художественного дневников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (19): в 2-х ч. Ч. II. C. 49–55.
10. Арсентьева Н. Н. Концепция утопического сознания в творчестве Леонида Андреева // Н. Н. Арсентьева. Становление утопического жанра в русской литературе. М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1993. С. 221–271.
11. Кребель И. А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии. СПб.: Алетейя, 2010. 592 с.
12. Михайлов Г. Наша душа: Онтология психической реальности. СПб., 1999. 64 с.
13. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М.: Издательство НОРМА, 2002. 416 с.
Рецензия
Для цитирования:
Радь Э.А. Смысловая перевернутость библейских мифологем в романе Л. Н. Андреева «Дневник Сатаны». Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):194-201. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-194-200
For citation:
Rad' E.A. Semantic inversion of biblical mythologemes in Leonid Andreev’s novel “The Diary of Satan”. Philology and Culture. 2025;(1):194-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-194-200