Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Коммуникативный тренинг как средство преодоления языкового барьера

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-206-212

Аннотация

В статье рассматривается проблема языкового барьера, который обусловлен как лингвистическими, так и психологическими причинами. Языковой барьер становится значительным препятствием в процессе обучения студентов-инофонов русскому языку и последующего общения на иностранном языке. Особое внимание уделяется негативному воздействию языкового барьера на процесс межкультурной коммуникации, приводящему к недопониманию и конфликтам как в учебной, так и в профессиональной среде. В качестве решения данной проблемы предложено новое интерактивное средство обучения – коммуникативный тренинг, который направлен на развитие навыков межкультурного общения и преодоление языковых трудностей. Показаны преимущества использования тренингов в учебном процессе, отмечена их эффективность в формировании благоприятной образовательной среды, что способствует повышению вовлеченности иностранных студентов в процесс коммуникации и созданию комфортных условий для активного речевого взаимодействия. Авторы представляют структуру коммуникативного тренинга, которая включает в себя следующие составляющие – введение, погружение в тему, обсуждение ключевых моментов, работу в группах (работу по сценариям), рефлексию. В статье показано, что разработка основ и внедрение коммуникативных тренингов способны значительно улучшить образовательный процесс. В заключение подчеркивается необходимость дальнейших исследований в этой области, что позволит более глубоко изучить специфику взаимодействия языковых и культурных факторов в процессе коммуникации и предложить инновационные подходы к преодолению языкового барьера.

Об авторах

Ю. В. Агеева
Казанский федеральный университет
Россия

Агеева Юлия Викторовна, доктор филологических наук, профессор,

420008, Казань, Кремлевская, 18



С. Р. Марданова
Казанский федеральный университет
Россия

Марданова Сабина Равилевна, аспирант, преподаватель,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Зубанова С. Г. О повышении языковой культуры и риторических компетенций студенчества. Анализ риторического наследия прошлого и задачи современной практики обучения // Роль и место иностранных языков и связей с общественностью в развитии аэрокосмической сферы Российской Федерации. Сб. докладов VII Международной научной конференции ФИЯ МАИ (НИУ), посвященной 85-летию МАИ и Дню Космонавтики. 2015. С. 191–200.

2. Вазиева Г. Ф. Психологические барьеры при изучении иностранного языка: Сб. статей международной научно-практической конференции «Научная дискуссия молодежи: педагогика и психология». Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 103–105.

3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Т. А. Иванова [и др.]. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 40 с.

4. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 62.

5. Макаев Х. Ф., Макаева Л. Х. Преодоление языкового барьера как главная проблема иноязычной подготовки // В мире научных открытий. 2014. № 5.1 (53). С. 382–391.

6. Шабалина С. Д. Коммуникативный тренинг как форма интерактивного обучения / С.Д. Шабалина // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1. С. 158–161.

7. Агеева Ю. В., Марданова С. Р. Современные формы обучения РКИ с учетом регионального компонента (на примере коммуникативного тренинга) // XV конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире». 2023. С. 389–394.

8. Тренинг развития коммуникативных навыков у больных, страдающих шизофренией: Методические рекомендации / В. С. Ястребов и др. М.: МАКС Пресс, 2012. 44 с.

9. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

10. Агеева Ю. В. Собеседование-интервью: сценарии речевого взаимодействия // Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение: Материалы III Международной научно-практической конференции, Казань, 19–21 ноября 2014 года / Под общ. ред. Р. Р. Замалетдинова, отв. ред.: Т. Г. Бочина, А. Ш. Юсупова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. С. 12–15.

11. Бочина Т. Г., Агеева Ю. В. Обсуждаем, разговариваем, спорим: учебное пособие. Казань: КФУ, 2014. 144 с.


Рецензия

Для цитирования:


Агеева Ю.В., Марданова С.Р. Коммуникативный тренинг как средство преодоления языкового барьера. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):206-212. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-206-212

For citation:


Ageeva Yu.V., Mardanova S.R. Communicative training as a way to overcome language barrier. Philology and Culture. 2025;(1):206-212. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-206-212

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)