Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Поликодовый текст на занятиях по страноведению (предвузовский этап подготовки иностранных студентов, уровень А2)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-229-233

Аннотация

В статье рассматривается проблематика разработки и использования поликодового текста как инновационного средства обучения неродному языку. Раскрывается содержание понятия «поликодовый текст». В интерпретации отечественных методистов показаны особенности поликодового текста, которые состоят в сочетании вербального и невербального – изобразительного и звукового компонентов. Представлены авторские поликодовые тексты, адресованные иностранным студентам этапа предвузовской подготовки (уровень А2). На материале дисциплины «Страноведение» в рамках раздела «История России» автором разработаны три поликодовых текста по теме «Киевская Русь», которые знакомят иностранных студентов с информацией о становлении Древнерусского государства и его социальном устройстве, о письменности и зарождении системы образования в Древней Руси, о принятии христианства как государственной религии. Использованные автором приемы, обеспечивающие поликодовый характер учебных текстов, – это инфографика, креолизация текста, комикс, доступные по QR-кодам видеоматериалы, а также интерактивные интернет-материалы – квесты-игры, интерактивные карты, доступные по ссылкам. Приводятся примеры предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий: они также строятся как поликодовые. Подчеркивается эффективность поликодовых средств обучения и возможность использования предложенной модели их разработки и использования для других дисциплин и этапов обучения инофонов русскому языку.

Об авторе

И. А. Панова
Псковский государственный университет
Россия

Панова Ирина Андреевна, ассистент,

180000, Псков, площадь Ленина, 2



Список литературы

1. Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы науч. конференции МГПИИЯ: в 2 ч. Ч. 1. М.: МГПИИЯ, 1974. С. 103–109.

2. Пригарина Н. К. Использование рекламных текстов в системе культуросообразных подходов к обучению РКИ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 102–105.

3. Чуйко М. Е. Использование поликодовых текстов при обучении РКИ // Язык текущего момента. Материалы VI межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. Е. М. Королевская. М.: Сфера, 2023. С. 365–367.

4. Дмитриева Д. Д., Скляр Е. С. Использование поликодовых текстов на занятиях по РКИ // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сборник научных трудов V Международной научно-методической конференции. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2020. С. 373–378.

5. Зарицкая Ж. В. Средства визуализации при обучении РКИ: причины эффективности, сферы применения // Русское слово в многоязычном мире. Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ / Редколлегия: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина [и др.]. СПб.: МАПРЯЛ, 2019. С. 1058–1062.

6. Varlamova M. Yu., Bochina T. G., Miftakhova A. N. Interactivity in teaching a foreign language // Journal of Language and Literature. 2016. Т. 7. № 3. Р. 190–194.

7. Арзамасцева Н. Ю. Инфографика как способ повышения эффективности на занятиях по РКИ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). С. 192–198.

8. Лапуцкая И. И. Формирование речевой компетенции с использованием технологии визуализации // Лингводидактика. Материалы IХ Республиканского научно-практического семинара / Редколлегия: С. И. Лебединский (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2022. С. 60–66.

9. Рябов С., Попович А. Исторический квест «Человек Древней Руси в пучине удельной раздробленности: на службе князя и родной земли». URL: https://boyarin.urfu.ru/ (дата обращения: 12.12.2024).

10. Забудряева Ю. А. Комикс как средство наглядности в обучении РКИ // Лекантовские чтения – 2021. Материалы Международной научной конференции / отв. ред. Е. Н. Орехова. М.: МГОУ, 2021. С. 360–363.


Рецензия

Для цитирования:


Панова И.А. Поликодовый текст на занятиях по страноведению (предвузовский этап подготовки иностранных студентов, уровень А2). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):229-233. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-229-233

For citation:


Panova I.A. Polycode text in the class of country studies (pre-university stage of international students’ training, level A2). Philology and Culture. 2025;(1):229-233. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-229-233

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)