Обучение языку специальности студентов-иностранцев на предвузовском этапе подготовки (специальность «Дизайн»)
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-169-173
Аннотация
В статье представлена авторская концепция обучения языку профессиональной сферы иностранных студентов подготовительных факультетов, планирующих обучаться в университетах РФ по специальности «Дизайн». В номенклатуре научных специальностей, определяемой актуальной версией ФГОС 3++, «Дизайн» относится к специальности 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств», что предписывает университетам на предвузовском этапе обучения распределять иностранных студентов, выбравших данную специальность, в группы гуманитарного профиля. Однако профессиональные компетенции, которыми должен обладать дизайнер, приобретаются в процессе изучения не только гуманитарных дисциплин, таких как «История искусств», «Цветоведение», «Основы композиции». Дизайнер также должен обладать знаниями технологических процессов изготовления продуктов дизайна и навыками проектно-конструкторской деятельности. Данные знания студенты-дизайнеры приобретают в ходе изучения целого цикла технических дисциплин, успешное освоение которых иностранными слушателями невозможно без лексической базы, формируемой на этапе подготовки к обучению в вузе. Специально для иностранных студентов-дизайнеров Санкт-Петербургского политехнического университета на материале дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» был разработан профессионально ориентированный комплекс уроков. Особое внимание на каждом уроке уделяется введению терминологической лексики, активизации грамматических конструкций, используемых в аутентичных текстах, формированию профессионально-коммуникативных навыков во всех видах речевой деятельности.
Об авторе
К. ВасильеваРоссия
Кристина Вячеславовна Васильева, старший преподаватель, аспирант
Высшая школа международных образовательных программ
195251
Политехническая, 29
180000
пл.Ленина 2
Санкт-Петербург
Псков
Список литературы
1. Русский язык как иностранный. Научный стиль речи. Теория электрических цепей : практикум / И. И. Баранова, М. Ю. Доценко, Ю. В. Каховская, Д. Б. Ахметов. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2019. 55 с.
2. Виноградова Е. Н., Клобукова Л. П., Ларкина М. А. Русский язык для психологов. М.: Русский язык. Курсы, 2007. 208 с.
3. Дерягина С. И. Русский язык для журналистов. Учебное пособие для иностранных учащихся. М.: Русский язык. Курсы, 2011. 112 с.
4. Нечунаева Н., Таммела М. Русский язык для спасателей. СПб: Златоуст, 2011. 80 с.
5. Ермакова Е. В., Константинова О. В., Муравьева А. А. О нефти по-русски. Нефтегазовый профиль. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 120 с.
6. Васильева К. В. Учебное пособие по языку специальности «Дизайн» для китайских студентов совместного инженерного института: концепция, структура, содержание // Преподаватель XXI век. 2021. № 4-1. С. 158–170.
7. Перевозкин Ю. М. Содержание курса начертательной геометрии для студентов специальности «Дизайн». Сборник материалов регионального научно-методического семинара. Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. С. 41–43.
8. Гришель Р. П. Начертательная геометрия и инженерная графика. Минск: БГУИР, 2014. 96 с.
9. Жирных Б. Г., Серегин В. А., Шарикян Ю. Начертательная геометрия. Москва: МГТУ Им. Н. Э. Баумана, 2015. 168 с.
10. Васильева К. В. Русский язык для иностранных студентов-дизайнеров. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2021. 161 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева К. Обучение языку специальности студентов-иностранцев на предвузовском этапе подготовки (специальность «Дизайн»). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):169-173. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-169-173
For citation:
Vasileva K. Teaching the language of specialty to international students at the pre-university stage of preparation (specialization: “Design”). Philology and Culture. 2022;(4):169-173. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-169-173