Словообразовательные инновации как средство сатиры в произведениях Виктора Пелевина
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-29-34
Аннотация
Статья посвящена исследованию неологизмов в произведениях Виктора Пелевина как инструмента сатиры и философской деконструкции постсоветской реальности. Актуальность исследования определяется тем, что словообразовательные инновации являются важной частью современного литературного языка, отражая глубокие социальные, культурные и философские изменения, происходящие в обществе. В современных условиях, когда язык играет ключевую роль в формировании мировоззрения, изучение языковых инноваций приобретает особую значимость. Цель работы состоит в том, чтобы выявить основные функции неологизмов в текстах Пелевина, проанализировать их семантическую структуру, культурную символику и роль в создании художественного пространства, насыщенного многозначными интерпретациями. В статье рассматриваются ключевые аспекты постмодернистского подхода, включающие игру со смыслами и деконструкцию традиционных концептов. Особое внимание уделено таким неологизмам, как Еврайх, басурмангер, пусор и айфак, которые иллюстрируют критику глобализации, технологизации и культурных трансформаций. Проведено сопоставление авторских новообразований с зафиксированными в словарях русского языка и специализированных словарях неологизмов, что позволило подтвердить их уникальность и оригинальность. Результаты исследования демонстрируют, что словообразовательные инновации Пелевина не только обогащают литературный язык новыми терминами, но и выполняют функции деконструкции, дефамилиаризации и сатирической критики социальных процессов. Эти выводы имеют значение для дальнейшего изучения современной русской литературы, философии языка и социолингвистики, а также для анализа влияния языка на формирование культурных кодов современности.
Об авторе
Р. Р. БиксалиеваУзбекистан
Биксалиева Римма Рафиковна, старший преподаватель,
100061, Кармана, Ташкентская, 39
Список литературы
1. Хатчен Л. Поэтика постмодернизма. М.: Языки русской культуры, 2000. 268 с.
2. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Искусство, 1992. 223 с.
3. Пелевин В. О. Generation «П». М.: Вагриус, 2000. 303 с.
4. Шахметова Н. Р. Сатирические аллюзии заглавий романов Виктора Пелевина // Известия ВГПУ. 2019. № 6 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/satiricheskie-allyuzii-zaglaviy-romanov-viktora-pelevina (дата обращения: 06.01.2025).
5. Пелевин В. О. S.N.U.F.F. М.: Эксмо, 2012. 502 с.
6. Грачев М. А. Словарь тысячелетнего русского арго. М.: Рипол-Классик, 2003. 1120 с.
7. Дунаева О. В. Язык как объект критики в постмодернистской литературе. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
8. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России. М.: Языки славянской культуры, 2000. 334 с.
9. Карасев Л. В. Философия современности: от модерна к постмодерну. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
10. Пелевин В. О. iPhuck 10. М.: Э, 2017.
Рецензия
Для цитирования:
Биксалиева Р.Р. Словообразовательные инновации как средство сатиры в произведениях Виктора Пелевина. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):29-34. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-29-34
For citation:
Biksalieva R.R. Word-formation innovations as a means of satire in Viktor Pelevin’s works. Philology and Culture. 2025;(2):29-34. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-29-34