Интертекстуальность в современном маркетинговом тексте
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-48-55
Аннотация
В статье с опорой на категориальный аппарат теории интертекстуальности и методику интертекстуального анализа В. П. Москвина изучаются особенности функционирования интертекстуальности в современных маркетинговых текстах на русском языке. Материалом послужили около полутора тысяч текстов телевизионной, наружной и интернетной рекламы за период с 2012 по 2022 год. Методика интертекстуального анализа определила следующие этапы исследования. Во-первых, выявляются пре-тексты, к которым отсылают маркетинговые тексты. В основном это произведения с высокой степенью узнаваемости – национального и универсального уровней прецедентности. Особенно часто в качестве источников интертекстуальных связей выступают музыкальные композиции (популярная музыка), литературные произведения (русская литературная классика) и кинотексты («золотая коллекция» советского кинематографа). Во-вторых, определяются фигуры интертекста и устанавливается иерархия их активности. Наиболее частотными фигурами являются текстовая аппликация (воспроизведение фрагмента текста без указания источника), травестирующее подражание (имитация наиболее удачных сторон конкретного авторского стиля или произведения) и парафраз (незаметное изменение лексического состава текста); менее частотны текстовая аллюзия (намёк на определённый текст), травестирование (парафраз текста), пародия (воспроизведение особенностей с целью насмешки) и стилистическое подражание (заимствование основных стилевых маркеров успешного идиолекта). В-третьих, выявляются функции интертекстуальности в современном маркетинговом тексте. Основными функциями интертекстуальных включений являются текстообразующая, адаптивная и аттрактивная. При этом делается вывод о полифункционально-синкретичном характере функционального значения интертекстуальности в современном маркетинговом тексте.
Об авторе
Г. И. МейстерРоссия
Мейстер Герман Игоревич, магистрант,
125993, Москва, Миусская площадь, 6
Список литературы
1. Bokova T., Malakhova V. Text in Postmodernism Space // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Pp. 138–146.
2. Москвин В. П. Теория интертекстуальности: категориальный аппарат // Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, В. П. Москвин. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. С. 16–51.
3. Kristeva J. Narration transformation // Semiotica. 1969. Vol. 1. Pp. 422–448.
4. Баранов К. С. Интертекстуальность в рекламном дискурсе // Вестник МГЛУ. 2009. № 559. С. 180–188.
5. Степанов Ю. С. «Интертекст», «интернет», «интерсубъект» // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2001. № 1. С. 3–11.
6. Kinney J. L. Text and pretext: Stanley Kubrick's adaptations. University of California Press, 1982. 404 p.
7. Москвин В. П. Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 164 с.
8. Зоидзе Э. А. Средства речевого воздействия в маркетинговом дискурсе (на примере сайта книжного магазина «Waterstones») // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2022. № 3. С. 14–27.
9. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: ИНЭ, 1999. 1245 с.
10. Головлева Е. Л. Основы рекламы: Учебное пособие. М.: ЗАО «Издательский Дом „Главбух“», 2003. 272 с.
11. Карасик В. И. Эмблематика самопрезентации в рекламном дискурсе // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. С. 88–99.
12. Олянич А. В. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. С. 10–37.
13. Москвин В. П. Методика интертекстуального анализа // Известия ВГПУ. 2015. № 3(98). С. 116–121.
14. Алексеева М. С. Прецедентные феномены в интернет-рекламе предприятий ресторанного бизнеса: автореф. дис. … канд. филолог. наук: Екатеринбург, 2009. 24 с.
15. Постнова Т. Е. Прецедентные тексты в печатной рекламе: лингвокультурологический аспект: автореф. дис. … канд. культурологии: М., 2002. 25 с.
16. Jameson F. Postmodernism, or, The cultural logic of late capitalism. Durham: Duke University Press, 1991. 438 p.
17. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 101–128.
18. Сомов В. А. Музыкальное произведение «Священная война» как фактор формирования мотивации сопротивления в начальный период ВОВ // Клио. 2010. № 4(51). С. 65–69.
19. Терских М. В. Реклама как интертекстуальный феномен: автореф. дис. ... канд. филолог. наук: Омск, 2003. 26 с.
20. Pfister M. Konzepte der Intertextualität // Intertextualität: Formen, Funktionen, anglistische Fallstudien / Hrsg. U. Broich & M. Pfister. Tübingen, 1985. Pp. l–30.
21. «Не любите цифры? А я с ними спал»: РА «Восход» написало оду о бухгалтерской рутине // Seldon.News. 01.09.2021. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/257740080 (дата обращения: 01.09.2024).
22. Беданокова З. К. Интертекстуальность в рекламном дискурсе // Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, В. П. Москвин. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. С. 221–237.
23. Riffaterre M. Criteria for Style Analysis // Word. 1959. Vol. 15. Pp. 154–174.
24. Земская Е. А. Речевые приёмы комического // Исследования по языку советских писателей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С. 215–278.
25. Большой академический словарь русского языка. Т. 22: Р-Расплох. М.; СПб.: Наука. 2013. 740 с.
26. Большой академический словарь русского языка. Т. 14: Опора-Отрыть. М.; СПб.: Наука. 2010. 655 с.
27. Крюкова И. В. Имена собственные в современной российской рекламе // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. С. 261–278.
28. Сорокин П. А. Современный кризис в западных изящных искусствах // Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мейстер Г.И. Интертекстуальность в современном маркетинговом тексте. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):48-55. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-48-55
For citation:
Meister G.I. Intertextuality in contemporary marketing text. Philology and Culture. 2025;(2):48-55. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-48-55