Подготовка к итоговому сочинению: концентрированное обучение написанию текстов на литературном материале
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-181-187
Аннотация
Цель статьи – показать специфику реализации концентрированного обучения написанию итогового сочинения на подготовительных курсах к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в Центре довузовского образования (ЦДО) Казанского государственного энергетического университета на уровне формы организации обучения и методики проведения занятий.
Автор, обозначив целесообразность использования концентрированного обучения, описывает вариативную форму учебного блока, основной организационной единицы концентрированного обучения, с последовательностью форм: лекция с визуализацией – практическая работа – самостоятельная работа (в домашних условиях). Предлагает подходы к структурированию содержания учебного материала занятия на основе сжатия с использованием модели в виде ориентированного графа, применение методов диалогового обучения как соответствующих специфике гуманитарного познания (имеет «субъективно-оценочный» компонент) и условиям обучения итоговому сочинению на литературном материале в ЦДО, когда акцент смещается с формирования новых знаний на углубление существующего понимания художественного текста, учебного материала. В статье подчеркивается неразделимость эмоционального и рационального уровней познавательной деятельности при анализе художественного произведения. Выделяются аспекты работы над логическим и оценочным планами текста итогового сочинения, языковой культурой обучающихся. Данные эксперимента, приведенные в статье, подтверждают эффективность авторского подхода к концентрированному обучению написанию итогового сочинения. Теоретические аспекты статьи обогащают концепцию концентрированного обучения гуманитарным предметам. Разработанную методику можно рекомендовать преподавателям-филологам.
Ключевые слова
Об авторе
Е. ДунаенкоРоссия
Елена Вячеславовна Дунаенко, кандидат педагогических наук, доцент
420066
Красносельская, 51
Казань
Список литературы
1. Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 364 с.
2. Дунаенко Е. В. К вопросу об интенсификации обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе (на материале курса «Русский язык и культура речи») // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 1 (31). С. 236–239.
3. Гитман Е. К., Хлыбова М. А. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе : монография. Пермь: Прокростъ, 2014. 135 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
5. Дунаенко Е. В. Концентрированное обучение в подготовке к ЕГЭ по русскому языку в Центре довузовского образования технического вуза // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 110–117.
6. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ. 1991. 384 с.
7. Дунаенко Е. В. Эффективная образовательная технология: вариативная составляющая концентрированного обучения написанию текстов // Филология и культура. Philology and Culture. 2018. № 3 (53). С. 253–257.
8. Беляева Н. В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. 112 с.
9. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году // Fipi.ru: ФГБНУ «ФИПИ», 2004–2022. URL: https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/1_MR_po_organizatsii_i_provedeniyu_itogovogo_sochineniya_izloyeniya_v.pdf (дата обращения: 22. 05. 22).
10. Симакова Е.С. Итоговое сочинение на «отлично»! перед единым государственным экзаменом: 10–11 классы. М.: Издательство АСТ. 2021. 320 с.
11. Николина Н. А. Филологический анализ текста : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.
12. Дунаенко Е. В. Концентрированное обучение гуманитарным предметам в средней профессиональной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук: Казань, 2000, 18 с.
13. Пастернак Л. Б. Доктор Живаго. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. 624 с.
14. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
15. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 590 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дунаенко Е. Подготовка к итоговому сочинению: концентрированное обучение написанию текстов на литературном материале. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):181-187. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-181-187
For citation:
Dunayenko E. Preparation for the final essay: An intensive training course in writing texts based on a literary material. Philology and Culture. 2022;(4):181-187. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-181-187