Деконструкция жанровых стратегий исторического/историософского романа в творчестве Владимира Шарова
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-154-159
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса деконструкции жанровых стратегий исторического и историософского романа в творчестве Владимира Шарова – одного из наиболее значимых представителей русской постмодернистской прозы. В центре исследования – специфика художественного переосмысления исторического нарратива, который в произведениях Шарова утрачивает линейность и объективность, превращаясь в поле множественных интерпретаций. Основой методологии выступает концепция историографической метапрозы Линды Хатчеон, позволяющая раскрыть природу постмодернистского текста, подвергающего сомнению традиционные способы репрезентации прошлого. В статье демонстрируется, как Шаров трансформирует жанровые каноны исторического романа, замещая документальную точность игрой с достоверностью, а хронологическую последовательность – дискретными темпоральными моделями. Текстовый характер восприятия истории в романах Шарова воплощается через конструирование квазидокументального нарратива, транслирующего нарочито субъективное восприятие истории. Своеобразной художественной проекцией дискретности исторического нарратива в романах Шарова становится контаминация нативных нарративов и квазидокументов. При этом происходит уравнивание их смысловой нагрузки и степени достоверности. Особое внимание уделяется нарушению временной линейности: обратной хронологии, хронологическим коллапсам и палимпсестным структурам. Разрушение хроникальности, выделение двух взаимосоотнесенных реперных точек становится основой для формирования в романах Шарова метаисторического дискурса. Содержанием метаисторического дискурса становится мессианский нарратив, который подвергается в шаровских романах деконструкции. Мессианская идея не дает позитивного результата, показывая пустоту историософской эпистемы. Универсальным вариантом деконструкции метаисторического нарратива становится палимпсест, осуществляющийся повторяемостью сюжетных структур и соотношением сакральной и национальной истории.
Ключевые слова
Об авторе
З. Э. МифтаховаРоссия
Мифтахова Зарина Эдуардовна, ассистент,
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Hutcheon L. Historiographic Metafiction. Parody and the Intertextuality of History // Intertextuality and Contemporary American Fiction. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1989. P. 3–32.
2. Даниленко И. В. Французский историографический метароман (на материале произведений М. Турнье, Ж.-П. Шаброля, Д. Литтелла): дис. … канд. филол. наук. Минск, 2021. 162 c.
3. Шаров В. А. След в след. М.: ArsisBooks, 2016. 244 с.
4. Колодинская Е. В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и пост модернистская историография (Г. Свифт, Дж. Барнс): дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 143 c.
5. Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 212 с.
6. Бабай П. Н., Дашкевич М. Г. Нарративизация исторической травмы и поэтика анахронизма в русской литературе XXI века // Scientific collection «interconf». 2024. № 95. С. 399–407.
7. Шаров В. А. До и во время. М.: ArsisBooks, 2009. 356 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мифтахова З.Э. Деконструкция жанровых стратегий исторического/историософского романа в творчестве Владимира Шарова. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):154-159. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-154-159
For citation:
Miftakhova Z.E. Deconstruction of the historical/historiosophical novel genre strategies in the work of Vladimir Sharov. Philology and Culture. 2025;(2):154-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-154-159