Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Деконструкция жанровых стратегий исторического/историософского романа в творчестве Владимира Шарова

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-154-159

Аннотация

Статья посвящена анализу процесса деконструкции жанровых стратегий исторического и историософского романа в творчестве Владимира Шарова – одного из наиболее значимых представителей русской постмодернистской прозы. В центре исследования – специфика художественного переосмысления исторического нарратива, который в произведениях Шарова утрачивает линейность и объективность, превращаясь в поле множественных интерпретаций. Основой методологии выступает концепция историографической метапрозы Линды Хатчеон, позволяющая раскрыть природу постмодернистского текста, подвергающего сомнению традиционные способы репрезентации прошлого. В статье демонстрируется, как Шаров трансформирует жанровые каноны исторического романа, замещая документальную точность игрой с достоверностью, а хронологическую последовательность – дискретными темпоральными моделями. Текстовый характер восприятия истории в романах Шарова воплощается через конструирование квазидокументального нарратива, транслирующего нарочито субъективное восприятие истории. Своеобразной художественной проекцией дискретности исторического нарратива в романах Шарова становится контаминация нативных нарративов и квазидокументов. При этом происходит уравнивание их смысловой нагрузки и степени достоверности. Особое внимание уделяется нарушению временной линейности: обратной хронологии, хронологическим коллапсам и палимпсестным структурам. Разрушение хроникальности, выделение двух взаимосоотнесенных реперных точек становится основой для формирования в романах Шарова метаисторического дискурса. Содержанием метаисторического дискурса становится мессианский нарратив, который подвергается в шаровских романах деконструкции. Мессианская идея не дает позитивного результата, показывая пустоту историософской эпистемы. Универсальным вариантом деконструкции метаисторического нарратива становится палимпсест, осуществляющийся повторяемостью сюжетных структур и соотношением сакральной и национальной истории.

Об авторе

З. Э. Мифтахова
Казанский федеральный университет
Россия

Мифтахова Зарина Эдуардовна, ассистент,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Hutcheon L. Historiographic Metafiction. Parody and the Intertextuality of History // Intertextuality and Contemporary American Fiction. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1989. P. 3–32.

2. Даниленко И. В. Французский историографический метароман (на материале произведений М. Турнье, Ж.-П. Шаброля, Д. Литтелла): дис. … канд. филол. наук. Минск, 2021. 162 c.

3. Шаров В. А. След в след. М.: ArsisBooks, 2016. 244 с.

4. Колодинская Е. В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и пост модернистская историография (Г. Свифт, Дж. Барнс): дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 143 c.

5. Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 212 с.

6. Бабай П. Н., Дашкевич М. Г. Нарративизация исторической травмы и поэтика анахронизма в русской литературе XXI века // Scientific collection «interconf». 2024. № 95. С. 399–407.

7. Шаров В. А. До и во время. М.: ArsisBooks, 2009. 356 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мифтахова З.Э. Деконструкция жанровых стратегий исторического/историософского романа в творчестве Владимира Шарова. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):154-159. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-154-159

For citation:


Miftakhova Z.E. Deconstruction of the historical/historiosophical novel genre strategies in the work of Vladimir Sharov. Philology and Culture. 2025;(2):154-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-154-159

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)