Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Детям о Л. Н. Толстом: Нарративные стратегии

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-160-166

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современной гуманитаристики – нарративным стратегиям в художественных биографиях. Авторами обобщаются и систематизируются литературоведческие и методические исследования, посвященные проблеме репрезентации документального, биографического материала в произведениях, ориентированных на читателя-ребенка. Выводятся основные принципы построения подобных повествований: описание преимущественно событий детства и юности изображаемой личности, отказ от упоминания фактов, способных травмировать детскую психику, а также спорных в их этической и исторической оценке. Прослеживается реализация данных установок в сборнике воспоминаний «Сад Толстого», научно-популярном очерке К. Н. Ломунова и беллетризированной биографии А. Строкиной. Акцентируются жанровые традиции анекдота, героической легенды и притчи, генетически заложенные в биографических повествованиях. Особое внимание уделяется пересечению смысловых доминант воспоминаний самого Л. Н. Толстого о своем детстве и воспоминаний о писателе, оставленных его потомками, учениками его школы и детьми, встречавшимися с ним в Ясной Поляне и Хамовниках. Отмечается, что точка зрения ребенка предопределяет и специфику построения художественного мира книги А. Строкиной. Выявляются дополнительные смыслы, возникающие благодаря выведению в качестве повествователя реальной личности, являющейся частью семьи Толстых. Делается вывод о сочетании документального начала и тенденции к мифологизации личности писателя в произведениях, ориентированных на детскую читательскую аудиторию.

Об авторах

Л. Х. Насрутдинова
Казанский федеральный университет
Россия

Насрутдинова Лилия Харисовна, кандидат филологических наук, доцент,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Н. Г. Махинина
Казанский федеральный университет
Россия

Махинина Наталья Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников. М.: Академия, 2014. 352 с.

2. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, А. И. Логинова, В. И. Пирадова. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 127 с.

3. Сад Толстого: Избранные воспоминания. М.: Детская литература, 1987. 64 с.

4. Дубин Б. В. Обращенный взгляд // Слово – письмо – литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: НЛО, 2001. С. 100–119.

5. Насрутдинова Л. Х. Казанские страницы жизни Льва Толстого в художественно-биографических повествованиях // Филология и культура. 2018. № 4 (54). С. 186–191.

6. Ломунов К. Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М.: Детская литература, 1978. 256 с.

7. Тюпа В. И. Стратегии писательской биографии (на материале жизнеописаний А. П. Чехова) // AvtobiografiЯ: Rivista di studi sulla scrittura e sulla rappresentazione del sé nella cultura russa. 2016. № 5. С. 39–53.

8. Строкина А. Лев Толстой. Ничего, кроме радости: Аудиокнига. М.: ВИМБО, 2023. 1 ч. 43 мин.


Рецензия

Для цитирования:


Насрутдинова Л.Х., Махинина Н.Г. Детям о Л. Н. Толстом: Нарративные стратегии. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):160-166. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-160-166

For citation:


Nasrutdinova L.Kh., Makhinina N.G. Children learning about Leo Tolstoy: Narrative strategies. Philology and Culture. 2025;(2):160-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-160-166

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)