Композиция как средство создания документального начала в романе Г. Венуса «Зяблики в латах»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-185-190
Аннотация
Георгий Венус – российский, советский писатель, участник Первой мировой и Гражданской войн, эмигрант первой волны – до сих пор малоизвестен читателям и литературоведам. Проза Георгия Венуса не документальна, но она содержит элементы документального на уровне поэтики. В частности, автор раскрывает в своей прозе документальное начало, используя композиционный прием монтажа. Этот аспект документального начала в романном творчестве Г. Венуса и рассматривается в статье. Документальное начало романа «Зяблики в латах» создается на двух уровнях поэтики: композиционный прием монтажа и точечное введение «подлинности» в текст романа, как то: топонимика, автобиографизм, некоторые события и детали, которые свидетельствуют об исторической точности без явной привязки к историческим событиям. В романе показана смена эпох, перелом в сознании и судьбах людей. С помощью приема монтажа автор монтирует разнородные фрагменты, что помогает ему изобразить картину целого исторического пласта, географически целого со множеством его реалий. Г. Венус создает не просто роман, его произведение напоминает военную хронику, которая создается на основе реально происходящих событий. Так, применив приемы для понимания текста романа «Зяблики в латах», связанные с композицией, формированием образов, описательным рядом, мы осознаем изображение исторических событий через художественное произведение.
Ключевые слова
Об авторе
Т. О. ПироговаРоссия
Пирогова Татьяна Олеговна, аспирант,
443099, Самара, М. Горького, 65/67
Список литературы
1. Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе ХХ века): автореф. дис. … д-ра. фил. наук. М., 2008. 50 с.
2. Миннуллин О. Р. Документальное начало в художественной литературе в свете ценностно-онтологического подхода // Вестник ТГГПУ. 2023. № 1 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnoe-nachalo-v-hudozhestvennoy-literature-v-svete-tsennostno-ontologicheskogo-podhoda (дата обращения: 07.03.2025).
3. Федоров B. C. Проблемы документалистики и развитие жанра документально-художественной прозы середины 70-х – начала 80-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1991. 20 с.
4. Чукуева З. Н. Документализм как существенный элемент современной литературы // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2014. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalizm-kak-suschestvennyy-element-sovremennoy-literatury (дата обращения: 11.03.2025).
5. Рымарь Н. Т. Границы художественного пространства: рама и материал // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/granitsy-hudozhestvennogo-prostranstva-rama-i-material (дата обращения: 18.03.2025).
6. Васиярова О. А. Монтажная техника как актуальный метод отражения действительности в современной литературе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4–1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/montazhnaya-tehnika-kak-aktualnyy-metod-otrazheniya-deystvitelnosti-v-sovremennoy-literature (дата обращения: 18.03.2025).
7. Мартьянова И. А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб: САГА, 2002. 240 с.
8. Венус Г. Зяблики в латах: Романы. Л.: Советский писатель, 1991. 512 с.
9. Силина Л. А. Особенности монтажной композиции в романах М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» // Известия ВГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-montazhnoy-kompozitsii-v-romanah-m-a-b-ulgakova-belaya-gvardiya-i-master-i-margarita (дата обращения: 02.03.2025).
10. Эйзенштейнзен С. М. Избранные произведения [Текст]: в 6 т. Т.2 / С. М. Эйзенштейн. – М.: Искусство, 1964. 567 с.
Рецензия
Для цитирования:
Пирогова Т.О. Композиция как средство создания документального начала в романе Г. Венуса «Зяблики в латах». Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):185-190. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-185-190
For citation:
Pirogova T.O. Composition as a means of creating a documentary element in the novel “Finches in Armor” by G. Venus. Philology and Culture. 2025;(2):185-190. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-185-190