Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

К вопросу об использовании способности детей к имплицитному освоению орфографии в школьном обучении

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-224-230

Аннотация

В статье рассматривается вопрос использования в школьном обучении врожденной чувствительности детей к языковым явлениям – языковой интуиции, делающей возможным спонтанное освоение многих правил орфографии. Представлены результаты экспериментального исследования с участием 42 информантов, учеников первых классов двух школ. В ходе исследования проверялась способность первоклассников еще до изучения школьных правил интуитивно определять словообразовательную и формообразовательную структуру слов, ощущать смысловое единство морфем и, опираясь на морфемы со звуками в сильной позиции, использовать их в качестве образца при выборе букв в тех же частях слова (корнях, приставках, суффиксах и окончаниях) для обозначения звуков в слабой позиции. Анализ результатов исследования показал, что такую способность продемонстрировала лишь небольшая часть испытуемых – менее одной четвертой от общего количества участников эксперимента. На остальных детей наличие образца не повлияло или повлияло, но незначительно. На основе полученных результатов сделаны выводы о необходимости развития у детей чувства языка и языковой рефлексии путем организации лингводидактического сопровождения, включающего игры и задания, направленные на развитие языковой интуиции.

Об авторе

Л. Н. Галактионова
РГПУ им. А. И. Герцена
Россия

Галактионова Лейла Нуралиевна, научный сотрудник,

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48



Список литературы

1. Цейтлин С. Н. К вопросу о возможности спонтанного усвоения орфографических правил // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: материалы международной конференции (14–16 марта 2002). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 30–39.

2. Павлова Н. П. К вопросу об общих закономерностях освоения письма ребенком // Русский язык в школе. 2016. № 5. С. 19–24.

3. Сальникова О. С. Эмерджентная грамотность: «экологически чистая письменная продукция» детей 7 лет // Проблемы онтолингвистики – 2016: материалы ежегодной междунар. науч. конф. (23–26 марта 2016, Санкт-Петербург). Иваново: Листос, 2016. С. 263–267.

4. Галактионова Л. Н. О возможности имплицитного освоения орфографии дошкольниками: путь к грамотности одного ребенка // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2020. № 196. С. 69–75.

5. Ушинский К. Д. Родное слово в 2 ч. Часть 1. М.: Юрайт, 2024. 233 с.

6. Бодуэн де Куртенэ И. А. Значение языка как предмета изучения // Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 2. 391 с.

7. Божович Л. И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. Вопросы педагогической психологии // Изв. АПН РСФСР. Вып. 3. М.; Л., 1946. С. 27–60.

8. Божович Е. Д. О функциях чувства языка и решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 70–78.

9. Павлова Н. П. Интуитивное письмо детей-дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2009. № 2. С. 55–61.

10. Цейтлин С. Н. Языковые правила и их нарушение в речи детей и взрослых // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 7–17.

11. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 186 с.

12. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. 288 с.

13. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2023. 144 с.

14. Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. 284 с.

15. Граник Г. Г. Психологические закономерности орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 24–28.

16. Цейтлин С. Н., Елисеева М. Б., Галактионова Л. Н., Трифонова Т. А. Говорят дети. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 175 с.

17. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000. 240 с.

18. Елисеева М. Б. Словообразовательные окказионализмы в речи одного ребенка в возрасте от 4 до 5 лет // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 166. № 1. С. 118–130.

19. Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 3. С. 86–97.

20. Трифонова Т. А. Особенности языковой рефлексии детей с различными стратегиями освоения языка (по результатам экспериментального исследования) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 3. С. 105–118.

21. Введенская Н. М., Галактионова Л. Н., Елисеева М. Б., Крылова И. А., Трифонова Т. А., Тьосса К. А. Диагностика речевых возможностей ребенка 6–8 лет. Ч. 1. «Проверяем, развивая»: Пособие для специалистов и родителей. СПб., 2023. 78 с.

22. Доброва Г. Р., Елисеева М. Б., Трифонова Т. А. Языковая рефлексия и другие проявления мета-языковой деятельности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. 84 с.


Рецензия

Для цитирования:


Галактионова Л.Н. К вопросу об использовании способности детей к имплицитному освоению орфографии в школьном обучении. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):224-230. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-224-230

For citation:


Galaktionova L.N. On using children’s ability to implicitly master spelling in school education. Philology and Culture. 2025;(2):224-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-224-230

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)