Потенциал сравнительно-сопоставительного анализа систем родного (шорского) и русского языков при формировании лингвистической компетенции в школьной практике
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-251-258
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования лингвистической компетенции в процессе обучения детей на уроках русского языка в 5-х классах. Автором рассматривается потенциал использования принципа опоры на родной язык и предлагается обоснование эффективности сравнительно-сопоставительного анализа систем родного (шорского) и русского языков при формировании лингвистической компетенции с опорой на родной язык в школьной практике.
Принцип опоры на родной язык как важный методический принцип обучения предусматривает организацию учебного процесса с учетом знаний и опыта, накопленных учащимися на их родном языке, в нашем случае – шорском. Учитывая значение родного языка в формировании личности школьника и его общей культуры, обращение к принципу опоры на родной язык в процессе обучения русскому языку будет способствовать формированию и развитию лингвистической компетенции.
В статье приведены примеры опоры на родной (шорский) язык в процессе обучения русскому языку в 5 классе, которые будут способствовать оптимизации личностного развития, достижению ряда актуальных образовательных и воспитательных задач, являться эффективным средством стимулирования языкового развития. Также предложенные методы способствуют расширению лингвистического кругозора, улучшению памяти и воображения, формированию навыков самоанализа, самооценки у учащихся 5 классов.
Данная статья предназначена для педагогических работников образовательных организаций, студентов и методистов.
Об авторе
Н. И. ЧепсараковаРоссия
Чепсаракова Наталья Ильдаровна, аспирант,
652971, Кемеровская область – Кузбасс, Таштагольский район, пгт. Шерегеш, Советская, 4
Список литературы
1. Васильева В. Н., Галеева Г. И. Технология «Техно-Р» в повышении качества образования в области иностранных языков // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. №1 (71). С. 149–155.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утв. приказом Министерства просвещения РФ № 286 от 31.05.2021. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения 24.03.2025).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; утв. приказом Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 24.03.2025).
4. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
5. Быстрова Е. А., Львова, С. И., Капинос, В. И. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. 237 с.
6. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.
7. Курпешко Н. Н. Лингвистическая система шорского языка в условиях двуязычия / Н. Н. Курпешко // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков, 2017. № 11. С. 88–91.
8. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр Академия, 2001. 368 с.
9. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] / научн. ред. Н. М. Шанский. 8-е изд. М.: Просвещение, 2018. 191 с.
10. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] / научн. ред. Н. М. Шанский. 8-е изд. М.: Просвещение, 2018. 175 с.
11. Русский язык : 5-й класс : учебник : В 2 ч. 5-е издание, перераб. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. М.: Просвещение, 2023. 240 с.
12. Русский язык : 5-й класс : учебник : В 2 ч. 5-е издание, перераб. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. М.: Просвещение, 2023. 271 с.
13. Чайковская Е. Н. Родной (шорский) язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е. Н. Чайковская, Н. И. Чепсаракова, Л. Н. Арбачакова. М.; СПб.: Просвещение: СПб.ский филиал издательства Просвещение, 2024. 126 с.
14. Чайковская Е. Н. Букварь. 1 класс : учебное пособие на шорском языке для общеобразовательных организаций / Е. Н. Чайковская, Н. И. Чепсаракова, А. Е. Башева. СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2020. 175 с.
15. Чайковская Е. Н. Шорский язык. 2 класс: учебное пособие на шорском языке для общеобразовательных организаций / Е. Н. Чайковская, Н. И. Чепсаракова, Г. В. Косточаков. СПб.: Филиал изд-ва Просвещение, 2021. 175 с.
16. Чайковская Е. Н. Шорский язык. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е. Н. Чайковская, Н. И. Чепсаракова, Г. В. Косточаков. М.; СПб.: Просвещение: СПб.ский филиал издательства Просвещение, 2022. 143 с.
17. Чайковская Е. Н. Шорский язык. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е. Н. Чайковская, Н. И. Чепсаракова, Г. В. Косточаков. М.; СПб.: Просвещение: СПб.ский филиал издательства Просвещение, 2023. 95 с.
18. Тотышева В. С. Алтын черим (Моя золотая земля) : стихи. Новокузнецк, [б. и.], 2006. 93 с.
19. Борисова Н. М., Галиуллина Г. Р. Язык Саха: Культурный код нации в медиатексте интернет-изданий газет // Филология и культура. Philology and Culture. 2024. № 4 (78). С. 25–31.
Рецензия
Для цитирования:
Чепсаракова Н.И. Потенциал сравнительно-сопоставительного анализа систем родного (шорского) и русского языков при формировании лингвистической компетенции в школьной практике. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):251-258. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-251-258
For citation:
Chepsarakova N.I. Comparative analysis potential of the systems of the native (Shor) and Russian languages in developing linguistic competence in school practices. Philology and Culture. 2025;(2):251-258. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-251-258