Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Портрет Джейн Остин в стиле Chick Lit («Влюбленная Джейн» Р. Гивни)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-148-153

Аннотация

   Статья посвящена исследованию романа Рейчел Гивни «Влюбленная Джейн», где предпринято домысливание биографии Джейн Остин, которую считают матерью чиклита. Доказывается, что Гивни использует: 1) принципы и приемы чиклита, современного литературного жанра эпохи постфеминизма, и вместе с тем пересматривает матрицу чиклита; 2) сказочные нарратемы, открытые В. Я. Проппом, которые также подвергает некоторой ревизии. Гивни переосмысливает концептуально важный для чиклита и волшебной сказки хэппи-энд в координатах психологического романа о художнике, обретающем свой голос и свое место в мировой литературе. В своем повествовании о Джейн Остин, путешественнице во времени, писательница концептуализирует ее значение для современной английской культуры и англичан и структурирует свой роман формулами-кодами творчества Джейн Остин. Основная сюжетная линия ее романов посвящена сложностям любви, а их фабулы предполагают определенный набор компонентов. Любовный роман с хэппи-эндом в духе сказки о Золушке – такова главная формула романов Джейн Остин, которая оказалась востребованной в литературе чиклита. Р. Гивни редуцирует эту формулу и наполняет ее новым содержанием: ее Джейн Остин во имя будущего жертвует мужчиной.

Об авторе

Г. Ишимбаева
Уфимский университет науки и технологий
Россия

Галина Григорьевна Ишимбаева, доктор филологических наук, профессор

450076

Заки Валиди, 32

Уфа



Список литературы

1. Сиксу Э. Хохот Медузы / пер. с англ. О. Липовской // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 799–821.

2. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 304 с.

3. Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 991 с.

4. Жеребкина И. Прочти мое желание: постмодернизм, психоанализ, феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000. 256 с.

5. Черняк М. А. Массовая литература ХХ века. М.: Флинта: Наука, 2009. 432 с.

6. Афанасьев А. С., Бреева Т. Н. Гендерный аспект изучения литературы. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 96 с.

7. Гендер в британской и американской лингвокультурах : коллективная монография / Под общ. ред. Е. С. Гриценко. Изд-е 2-е, стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 221 с.

8. Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер, Г. Зверевой. М.: РГГУ, 2009. 530 с.

9. Гендер и литература в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Институт славяноведения РАН, 2013. 252 с.

10. Павлова Н. И. Возможно ли прочесть «женское письмо»? К проблеме гендерно ориентированной нарратологии // Мир русского слова. 2013. № 3. С. 79–84.

11. Воробьева С. Ю. «Феминный» дискурс как объект и субъект литературной критики // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 1 (148). С. 213–223.

12. Вогман М. В., Каменецкая Н. Ю. Женский художественный дискурс в пространстве сакрального текста // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 8 (41). Ч. 2. С. 259–280.

13. Mazza C. Chick Lit: Postfeminist Fiction. Carbondale, Ill.: FC2, 1995. 205 p.

14. Гивни Р. Влюбленная Джейн / Пер. с англ. М. Николенко. М.: Эксмо, 2022. 448 с.

15. Gay P. Jane Austen and the Theatre. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 201 p.

16. Tuite C. Romantic Austen: Sexual politics and the literary canon. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 242 p.

17. Galperin W. H. The Historical Austen. Philadelphia: University of Pensylvania Press, 2003. 286 p.

18. Spence J. Becoming Jane Austen: A Life. L.: Hambledon and London, 2003. 249 p.

19. Sutherland K. Jane Austen's Textual Lives: From Aeschylus to Bollywood. Oxford University Press, 2005. 387 p.

20. Todd J. The Cambridge introduction to Jane Austen. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 152 p.

21. Barchas J. Matters of fact in Jane Austen: History, Location and Celebrity. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2012. 317 p.

22. Земляная А. С. Полифония голосов как прагматический способ смыслообразования в художественном повествовании Джейн Остин : дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 202 с.

23. Созинова К. А. Эпоха Джейн Остен: английское провинциальное дворянство на рубеже XVIII–XIX в. : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2017. 284 с.

24. Ерохина Ю. Е. Концепты «английскости» в творчестве Джейн Остин : дис. ... канд. филол. наук. М., 2022. 200 с.

25. Салливан М. К. Как поступила бы Джейн: этикет для истинных леди в эпоху инстаграм / Пер. с англ. И. Крупичевой. М.: Эксмо, 2022. 288 с.

26. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. СПб.: Питер, 2021. 256 с.

27. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 325–344.


Рецензия

Для цитирования:


Ишимбаева Г. Портрет Джейн Остин в стиле Chick Lit («Влюбленная Джейн» Р. Гивни). Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):148-153. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-148-153

For citation:


Ishimbayeva G. The portrait of Jane Austen in chick lit style (“Jane in Love” by R. Givney). Philology and Culture. 2023;(2):148-153. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-148-153

Просмотров: 230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)