Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Специфические способы словообразования современных торговых названий лекарственных препаратов

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-25-29

Аннотация

   Проведенное исследование посвящено проблеме номинации названий лекарственных препаратов, представленных на современном фармацевтическом рынке, а именно рассмотрению нетрадиционных способов их образования.

   Целью исследования явился анализ продуктивных специфических способов, которые функционируют в исследуемой области.

   На основании отобранных методом сплошной выборки из Регистра лекарственных средств России наименований делаются выводы о том, что фармаконимы, являясь разновидностью прагматонимов, выполняют разнообразные функции, направленные на привлечение внимания потребителя: номинативную, суггестивную, аттрактивную. Это приводит к появлению нетрадиционных способов словопроизводства: префиксации на базе усеченных основ, образованию сложносокращенных слов путем произвольного сокращения их частей, усечению конца слова или его середины, окказиональной метатезе, смешению основных способов словообразования, сращению и др. Общей чертой данных способов становится стремление к компрессии, сжатию языкового материала, нарушению словообразовательных норм, а в качестве производящей основы чаще всего выступает наименование действующего вещества как наиболее практичного источника информации для потребителя-профессионала – врача, фармацевта. Результаты проведенного исследования могут быть применены в спецкурсах и семинарах по медицинской и фармацевтической терминологии.

Об авторе

А. Ситдикова
Казанский государственный медицинский университет
Россия

Анастасия Владимировна Ситдикова, кандидат филологических наук, преподаватель

420012

Бутлерова, 49

Казань



Список литературы

1. Березникова Р. Е., Дремова Н. Б. Номенклатура лекарственных средств: особенности формирования и фармацевтическая информация : учебная монография. Курск: КГМУ, 2002. 152 с.

2. Березникова Р. Е., Дремова Н. Б., Коржавых Э. А. Особенности формирования торговых наименований лекарственных средств – брендов XX века // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, 2005. № 12. С. 9–14.

3. Бурдина О. Б., Ганькова К. Л. Особенности номинации антипаразитарных лекарственных препаратов // Современные исследования социальных проблем, 2018. Т. 10. № 1–3. С. 42–48.

4. Ганькова К. Л., Лазарева М. Н. Особенности наименований современных противоаллергических и антигистаминных препаратов // В сборнике: Молодежь и XXI век – 2017. Материалы VII Международной молодежной научной конференции : в 4 томах, 2017. С. 292–295.

5. Дремова Н. Б. Современные тенденции формирования торговых названий лекарственных препаратов // В сборнике: Язык. Образование. Культура. Сборник материалов ХI Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 82-летию КГМУ, 2017. С. 20–24.

6. Зиганшина Л. Е., Кораблева А. А., Яворский А. Н. Правильный выбор торговых наименований лекарств для предотвращения медикаментозных ошибок // Здоровье и образование в XXI веке, 2017. Т. 19. № 8. С. 215–217.

7. Костромина Т. А. Современные тенденции в формировании торговых названий лекарственных средств // В сборнике: Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ. Под редакцией В. А. Лазаренко, И. Л. Дроздовой, И. В. Зубковой, О. О. Куриловой, 2016. С. 665–669.

8. Лазарева Ю. А. Усечение в современной речи : автореф. дис. … канд. филол. наук: Москва, 2004. 18 с.

9. Люликова А. В., Селезнева Л. В., Тортунова И. А. Роль фармацевтической лексики в суггестивной коммуникации // Дискурс-Пи, 2019. № 1 (34). С. 90–99.

10. Люликова А. В., Селезнева Л. В., Тортунова И. А. Фармаконим как маркетинговый феномен информационно-коммуникационного пространства // Верхневолжский филологический вестник, 2018. № 2. С. 65–70.

11. Николаев Г. А. Лекции по русскому словообразованию : учеб. пособие. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 188 с.

12. Панкова Н. Б. Подходы к формированию торговых названий лекарственных средств с позиций рекламы // В сборнике: Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. Межвузовский сборник научных трудов (с международным участием). Ответственный редактор И. В. Коровина. Саранск, 2017. С. 153–157.

13. Регистр лекарственных средств России // Rlsnet.ru: Список торговых названий. URL: https://www.rlsnet.ru/tn_alf_letter_c0.htm (дата обращения: 04. 03. 2021).

14. Фармацевтический рынок России 2019 // Dsm.ru: Аналитические отчеты. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/2019_Report_rus_2019.pdf (дата обращения: 04. 03. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Ситдикова А. Специфические способы словообразования современных торговых названий лекарственных препаратов. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):25-29. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-25-29

For citation:


Sitdikova A. Specific methods of word formation: Modern commercial names of medicines. Philology and Culture. 2021;(3):25-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-25-29

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)