Специфические способы словообразования современных торговых названий лекарственных препаратов
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-25-29
Аннотация
Проведенное исследование посвящено проблеме номинации названий лекарственных препаратов, представленных на современном фармацевтическом рынке, а именно рассмотрению нетрадиционных способов их образования.
Целью исследования явился анализ продуктивных специфических способов, которые функционируют в исследуемой области.
На основании отобранных методом сплошной выборки из Регистра лекарственных средств России наименований делаются выводы о том, что фармаконимы, являясь разновидностью прагматонимов, выполняют разнообразные функции, направленные на привлечение внимания потребителя: номинативную, суггестивную, аттрактивную. Это приводит к появлению нетрадиционных способов словопроизводства: префиксации на базе усеченных основ, образованию сложносокращенных слов путем произвольного сокращения их частей, усечению конца слова или его середины, окказиональной метатезе, смешению основных способов словообразования, сращению и др. Общей чертой данных способов становится стремление к компрессии, сжатию языкового материала, нарушению словообразовательных норм, а в качестве производящей основы чаще всего выступает наименование действующего вещества как наиболее практичного источника информации для потребителя-профессионала – врача, фармацевта. Результаты проведенного исследования могут быть применены в спецкурсах и семинарах по медицинской и фармацевтической терминологии.
Об авторе
А. СитдиковаРоссия
Анастасия Владимировна Ситдикова, кандидат филологических наук, преподаватель
420012
Бутлерова, 49
Казань
Список литературы
1. Березникова Р. Е., Дремова Н. Б. Номенклатура лекарственных средств: особенности формирования и фармацевтическая информация : учебная монография. Курск: КГМУ, 2002. 152 с.
2. Березникова Р. Е., Дремова Н. Б., Коржавых Э. А. Особенности формирования торговых наименований лекарственных средств – брендов XX века // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, 2005. № 12. С. 9–14.
3. Бурдина О. Б., Ганькова К. Л. Особенности номинации антипаразитарных лекарственных препаратов // Современные исследования социальных проблем, 2018. Т. 10. № 1–3. С. 42–48.
4. Ганькова К. Л., Лазарева М. Н. Особенности наименований современных противоаллергических и антигистаминных препаратов // В сборнике: Молодежь и XXI век – 2017. Материалы VII Международной молодежной научной конференции : в 4 томах, 2017. С. 292–295.
5. Дремова Н. Б. Современные тенденции формирования торговых названий лекарственных препаратов // В сборнике: Язык. Образование. Культура. Сборник материалов ХI Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 82-летию КГМУ, 2017. С. 20–24.
6. Зиганшина Л. Е., Кораблева А. А., Яворский А. Н. Правильный выбор торговых наименований лекарств для предотвращения медикаментозных ошибок // Здоровье и образование в XXI веке, 2017. Т. 19. № 8. С. 215–217.
7. Костромина Т. А. Современные тенденции в формировании торговых названий лекарственных средств // В сборнике: Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ. Под редакцией В. А. Лазаренко, И. Л. Дроздовой, И. В. Зубковой, О. О. Куриловой, 2016. С. 665–669.
8. Лазарева Ю. А. Усечение в современной речи : автореф. дис. … канд. филол. наук: Москва, 2004. 18 с.
9. Люликова А. В., Селезнева Л. В., Тортунова И. А. Роль фармацевтической лексики в суггестивной коммуникации // Дискурс-Пи, 2019. № 1 (34). С. 90–99.
10. Люликова А. В., Селезнева Л. В., Тортунова И. А. Фармаконим как маркетинговый феномен информационно-коммуникационного пространства // Верхневолжский филологический вестник, 2018. № 2. С. 65–70.
11. Николаев Г. А. Лекции по русскому словообразованию : учеб. пособие. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 188 с.
12. Панкова Н. Б. Подходы к формированию торговых названий лекарственных средств с позиций рекламы // В сборнике: Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. Межвузовский сборник научных трудов (с международным участием). Ответственный редактор И. В. Коровина. Саранск, 2017. С. 153–157.
13. Регистр лекарственных средств России // Rlsnet.ru: Список торговых названий. URL: https://www.rlsnet.ru/tn_alf_letter_c0.htm (дата обращения: 04. 03. 2021).
14. Фармацевтический рынок России 2019 // Dsm.ru: Аналитические отчеты. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/2019_Report_rus_2019.pdf (дата обращения: 04. 03. 2021).
Рецензия
Для цитирования:
Ситдикова А. Специфические способы словообразования современных торговых названий лекарственных препаратов. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):25-29. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-25-29
For citation:
Sitdikova A. Specific methods of word formation: Modern commercial names of medicines. Philology and Culture. 2021;(3):25-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-25-29