Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Исследование уровня знания якутского языка и чтения у школьников Республики Саха (Якутия)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-221-228

Аннотация

В статье рассматривается проблема снижения уровня знания якутского языка у детей и молодежи, для которых этот язык является по происхождению родным. Посредством социолингвистического исследования определяется отношение подрастающего поколения к родному языку как к явлению культуры. Приводятся критерии состояния культуроведческой компетенции, что является значимой составляющей инструментария исследования.

Представлены результаты социолингвистического анализа факторов снижения языковой и культуроведческой компетенций школьников. Исследование позволило прийти к выводу о необходимости издания специальных словарей, содержащих культуроведческий компонент и пояснения трудных для восприятия современной молодежью слов. В связи с этим излагается опыт разработки иллюстрированного словаря мифологических символов и устаревших слов якутского языка по произведениям школьной программы. Двуязычный словарь предназначен для учащихся, учителей и студентов. Работа с ним поможет развить у учащихся языковую культуру, навыки самостоятельного поиска информации и интерпретации глубинных смыслов художественных и фольклорных текстов. Такого рода словарь в республике разработан впервые. Выход в свет «Иллюстрированного словаря мифологических символов и сложных для восприятия якутских слов: по произведениям школьной программы» представляется своевременным и актуальным. Проведена серьезная работа по типологической характеристике мифологических символов, встречающихся в произведениях школьной программы.

Об авторе

А. А. Кузьмина
ГКУ «Национальная библиотека РС (Я)»
Россия

Кузьмина Ангелина Афанасьевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник,

677000, Якутск, пр. Ленина, 40



Список литературы

1. Кусова М. Л., Чиликова И. А. Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников // Вестник Сургутского педагогического университета №1 (34). 2015. С. 34–40.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Гл. 1 // Департамент по языковой политике, Совет Европы. Страсбург: Совет Европы, 2004. 259 с.

3. Иванова Н. И., Никитина В. Н., Филиппова А. Г. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования: истоки начинающегося кризиса // Научный диалог. 2021. № 10. С. 65–-84.

4. Биткеева А.Н., Иванова Н.И.,Каплунова М.Я. Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия): акторы, дебаты, новые вызовы. Научный диалог, 2022. 11(9). С. 27–45.

5. Гущина Е. В. Лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в процессе обучения младших школьников родному языку // Время науки. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-kommentariy-kustarevshey-leksike-v-protsesse-obucheniya-mladshihshkolnikov-rodnomu-yazyku (дата обращения: 24.11.2023)

6. Концепция преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия): от замысла к реализации / Составители: Ф. В. Габышева, С. С. Семенова. Якутск: Якутская республиканская типография им. Ю. А. Гагарина, 2023. 128 с.

7. Федеральные образовательные программы. URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html (дата обращения: 24.11.2023).

8. Ксенофонтов Г. В. Эллейада. М.: Наука, 1977. 248 с.

9. Большой толковый словарь якутского языка: в 15 т. / под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2007. Т. 4. 672 с.

10. Дьяконова Ю. Н. Семейно-родовые обряды и обычаи в якутских сказках // Фольклор и современная культура, 1991. 171 с.

11. Саввинов А. И. Мифологический образ гагары в традиционном искусстве долган // Научный альманах «Традиционная культура». 2012. Т. 13. №3 (47). С. 59–66.

12. Попов А. А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа. Новосибирск: Наука, 2008. 464 с.

13. Романова Е. Н., Кузьмина А. А., Шишигина Г. Н., Слободчикова. Т. Е. Иллюстрированный словарь мифологических символов и сложных для восприятия якутских слов: по произведениям школьной программы. Якутск: Изд-во Национальной библиотеки РС(Я), 2024. 104 с.

14. Гущина Е. В. Лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в процессе обучения младших школьников родному языку // Время науки. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-kommentariy-kustarevshey-leksike-v-protsesse-obucheniya-mladshihshkolnikov-rodnomu-yazyku (дата обращения: 24.11.2023)

15. Романова М. Н., Филиппова С. Ф. Формирование этнокультурных знаний у младших школьников на кружковых занятиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1, с. 52–57 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieetnokulturnyh-znaniy-u-mladshih-shkolnikov-nakruzhkovyh-zanyatiyah (дата обращения: 24.11.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Кузьмина А.А. Исследование уровня знания якутского языка и чтения у школьников Республики Саха (Якутия). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):221-228. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-221-228

For citation:


Kuzmina A.A. Studying the level of the Yakut language knowledge and reading of schoolchildren from the Republic of Sakha (Yakutia). Philology and Culture. 2025;(1):221-228. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-221-228

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)