Языковые и культурные коды в репрезентации категории комического
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-78-86
Аннотация
Статья посвящена исследованию категории комического. Рассматриваются ключевые теоретические подходы к пониманию природы смеха, его роли в культуре, а также функция комического как формы критического осмысления действительности. Анализируются эстетические аспекты смеха как феномена, отражающего противоречия человеческого существования и социальной жизни. В статье подчеркивается, что комическое является неотъемлемой частью художественного творчества, способной выполнять как развлекательную, так и познавательную, морально-оценочную функцию. Значительное внимание уделяется феномену национального юмора, его культурной специфике, отражающей ментальные особенности народа. Также исследуется понятие фрейма как когнитивной структуры, формирующей восприятие комического в определённом социокультурном контексте. Основное внимание сфокусировано на лингвокультурологическом подходе, позволяющем рассмотреть комическое через призму языковых и культурных кодов, закреплённых в национальном сознании, показан лингвистический анализ на примере текстов М. Задорнова и М. Жванецкого. Особый акцент сделан на освещение ключевых форм реализации комического, обладающих специфическими художественно-выразительными средствами и выполняющих разнообразные функции в контексте культурной коммуникации. Помимо этого, представлена типология юмористических высказываний с учётом особенностей современного дискурсивного пространства, формируемого процессами цифровизации. Проанализирована классификация конститутивных типов юмористических высказываний.
Об авторе
Г. Г. ФефеловаРоссия
Фефелова Галина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент,
450064, Уфа, Космонавтов, 1
Список литературы
1. Сычев А. А. Природа смеха или Философия комического. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2003. 174 с.
2. Столович JI. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.: Тарту, 1999. 383 с
3. Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. 827 с.
4. Карасев Л. В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1996. 224 с.
5. Борев Ю. Б. О комическом. М.: Искусство, 1957. 232 с.
6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра., 1990. 541 с.
7. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1976. 267 с.
8. Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки. М.: ОФСПП РАН, 1996. 214 c.
9. Щербина А. А. Заметки о природе и технике иронии. // Вопр. рус. литературы. Львов: Изд-во Львов. ГУ, 1971. С. 129–144.
10. Иванова Л. П. Лингвокультурологические аспекты комического (к постановке проблемы) // Логический анализ языка: языковые механизмы комизма / Российская акад. наук, Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2007. С. 651–658.
11. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. 752 с.
12. Задорнов М. Н. Монологи. URL: https://libking.ru/books/entert-humor/60378-mihail-zadornov-monologi.html (дата обращения: 23.04.2025)
13. Жванецкий М. М. Собрание произведений: в 5 т. М.: Время, 2001 – 2006.
14. Фефелова Г. Г., Анисимова А. Г. Исследование комического дискурса через призму языка и культуры // Вопросы прикладной лингвистики. 2025. № 57. C. 71–97.
15. Ершов П. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М Ершов, А. П Ершова, В. М Букатов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Флинта, 1998. 366 с.
16. Генератор шуток онлайн. URL: https://ujeen.ru/tools/generator-shutok/ (дата обращения: 23.04.2025)
17. Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. 827 с.
Рецензия
Для цитирования:
Фефелова Г.Г. Языковые и культурные коды в репрезентации категории комического. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):78-86. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-78-86
For citation:
Fefelova G.G. Linguistic and cultural codes in representing the comic category. Philology and Culture. 2025;(2):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-78-86