Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Перформативный потенциал социального театра: новейшая российская драматургия о проблемах инклюзии

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-119-124

Аннотация

Статья посвящена такому явлению современной культуры, как социальный театр, который можно отнести к важнейшим явлениям театрального процесса последних двух десятилетий в России. Социальный театр существует на границе искусства и социологических, педагогических, психологических практик. В социальном театре заложен большой потенциал перформативного поворота, поскольку наряду с классическими и авангардными приемами перформативности театр активно использует техники «нового документализма»: сторителлинг, вербатим, элементы форум-театра, плей-беки, театротерапию и др. Социальный театр, или театр социальных изменений, выводит на свет людей с особенностями психическими, социальными, возрастными и др. Наряду с «театром участия», профессиональные драматурги пытаются найти новые художественные (вербальные и невербальные) формы, чтобы отразить в тексте, предназначенном для постановки в профессиональном театре, возможности развития в обществе эмпатии по отношению к самым разнообразным социально-медицинским группам населения. В качестве примера в статье анализируются пьесы современных авторов, затрагивающие проблемы инклюзии, в частности возможности социализации подростков с особенностями, а также реализующие потенциал новой перформативности: Дана Сидерос «Всем кого касается», Марта Райцес «Я – кулак. Я А-Н-Н-А», Александр Игнашов «Особые люди».

Об авторе

О. В. Журчева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Журчева Ольга Валентиновна, доктор филологических наук, профессор,

443099, Самара, Максима Горького, 65/67



Список литературы

1. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2021. 384 с.

2. Спасская М. А. Новые подходы к зрительскому соучастию в театре после перформативного поворота // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 171–179.

3. Хек А. Театр каждого. О II Всероссийском фестивале современного театра «Аулак» в Альметьевске // Петербургский театральный журнал. URL: https://ptj.spb.ru/blog/teatr-kazhdogo/ (дата обращения: 20.03.2025).

4. Евреинов Н. Н. О новой маске (автобиореконструктивной). Петроград: Третья стража, 1923. 45 с.

5. Чубаров И. М. Театрализация жизни как стратегия политизации искусства // Советская власть и медиа. СПб.: Академический проект, 2006. С. 281–295.

6. Мухина А. Социальный театр и его имена // Театр: журнал о театре. 2016. № 24–25. URL: https://oteatre.info/a-sotsialnyj-teatr-i-ego-imena/ (дата обращения: 16.03.2024).

7. Кокоулина Ю. Б. Социальный театр: предпосылки явления, технология реализации и ее этапы, формы воплощения // Сибирский филологический форум. 2018. № 3. С. 73–86.

8. Симонова М. Что такое социальный театр: «Территория» и Борис Павлович в Томске. URL: https://obzor.city/article/532679/ (дата обращения: 14.06.2024).

9. Сидерос Д. Всем кого касается. URL: https://remarka-drama.ru/plays (дата обращения: 20.03.2025).

10. Райцесс М. Я – КУЛАК. Я А-Н-Н-А. URL: https://theatre-library.ru/authors/r/rayces_marta (дата обращения: 20.03.2025).

11. Игнашов А. Особые люди. URL: https://literratura.org/dramaturgy/5338-aleksandr-ignashov-osobye-lyudi.html (дата обращения: 20.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Журчева О.В. Перформативный потенциал социального театра: новейшая российская драматургия о проблемах инклюзии. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):119-124. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-119-124

For citation:


Zhurcheva O.V. Performative potential of social theatre: The latest Russian dramaturgy on the problems of inclusion. Philology and Culture. 2025;(2):119-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-119-124

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)