Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Методика разработки и использования электронного учебника при изучении рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» на уроках литературы в 8 классе

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-243-250

Аннотация

Цифровая трансформация общества требует внедрения в образовательный процесс современных средств обучения, одним из которых является электронный учебник. Особое место среди школьных дисциплин занимает литература, поскольку этот предмет в большей степени способствует духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Однако не все дети проявляют интерес к художественным произведениям, поэтому основная задача учителя − заинтересовать школьников и попытаться пробудить в них любовь к литературе, что становится возможным благодаря использованию электронного учебника. Целью данной работы является выявление эффективности использования электронного учебника на уроках литературы в 8 классе на примере изучения рассказа А. И. Куприна «Куст сирени». Нами была разработана модель электронного учебника по литературе, включающая в себя разделы «Теория», «Взгляд на прочитанное» и «Интерактивные упражнения». Методика создания и использования этой модели продемонстрирована в данной статье на примере изучения рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» на уроках литературы в 8 классе. Применение электронного учебника способствовало повышению эффективности образовательного процесса, в том числе лучшему усвоению учебного материала, что позволяет задуматься о создании полноценного электронного учебника по литературе, который можно будет применять на уроках на постоянной основе.

Об авторе

А. С. Туркевич
Московский городской педагогический университет
Россия

Туркевич Арсений Сергеевич, аспирант,

129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, 4



Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» // КонсультантПлюс: [сайт]. 1997–2025. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402676/ (дата обращения: 30.03.2025).

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 30.03.2025).

3. Ярмак К. В. Типология средств цифрового сопровождения образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1 (96). С. 83−89.

4. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Литература (для 5−9-х классов образовательных организаций). М., 2024. 123 с. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/06/frp_literatura_5_9_04062024.pdf (дата обращения 30.03.2025).

5. Панкова Е. В. Электронный учебник или учебник на электронном носителе. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/066.pdf (дата обращения: 30.03.2025).

6. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm (дата обращения: 30.03.2025).

7. Шваркова Г. Г., Галынский В. М. Современная трактовка электронного учебника. Типология, необходимые структурные элементы // Информатизация обучения математике и информатике: педагогические аспекты: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию БГУ. Минск, 2006. С. 479–484.

8. Балалаева Е. Ю. Анализ сущности понятия «электронный учебник» // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 5−9.

9. Христочевский С. А. Электронный учебник – текущее состояние // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 6. С. 3–10.

10. Кабакова С. В. Электронный учебник: за и против. URL: https://urok.1sept.ru/articles/505639 (дата обращения: 30.03.2025).

11. Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 314 с.

12. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: ЦНЭП, 1999. 364 с.

13. Колышева Е. Ю. Электронный учебник как средство обучения филологическим дисциплинам // Человек в информационном пространстве: сб. науч. тр. / под общ. ред. Н. В. Аниськиной. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. С. 260–267.

14. Овчинникова К. Р. Учебник и электронный учебник: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 292–305.

15. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост.: И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2009. 96 c.

16. Хуторской А. В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. 2005. № 4. С. 10–18.

17. Куприн А. И. Куст сирени. URL: https://ilibrary.ru/text/1848/p.1/index.html (дата обращения: 30.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Туркевич А.С. Методика разработки и использования электронного учебника при изучении рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» на уроках литературы в 8 классе. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):243-250. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-243-250

For citation:


Turkevich A.S. Method of developing and using an electronic textbook in studying A. Kuprin’s story “Lilac Bush” in literature lessons in Grade 8. Philology and Culture. 2025;(2):243-250. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-243-250

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)