Методика разработки и использования электронного учебника при изучении рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» на уроках литературы в 8 классе
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-243-250
Аннотация
Цифровая трансформация общества требует внедрения в образовательный процесс современных средств обучения, одним из которых является электронный учебник. Особое место среди школьных дисциплин занимает литература, поскольку этот предмет в большей степени способствует духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Однако не все дети проявляют интерес к художественным произведениям, поэтому основная задача учителя − заинтересовать школьников и попытаться пробудить в них любовь к литературе, что становится возможным благодаря использованию электронного учебника. Целью данной работы является выявление эффективности использования электронного учебника на уроках литературы в 8 классе на примере изучения рассказа А. И. Куприна «Куст сирени». Нами была разработана модель электронного учебника по литературе, включающая в себя разделы «Теория», «Взгляд на прочитанное» и «Интерактивные упражнения». Методика создания и использования этой модели продемонстрирована в данной статье на примере изучения рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» на уроках литературы в 8 классе. Применение электронного учебника способствовало повышению эффективности образовательного процесса, в том числе лучшему усвоению учебного материала, что позволяет задуматься о создании полноценного электронного учебника по литературе, который можно будет применять на уроках на постоянной основе.
Об авторе
А. С. ТуркевичРоссия
Туркевич Арсений Сергеевич, аспирант,
129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, 4
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» // КонсультантПлюс: [сайт]. 1997–2025. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402676/ (дата обращения: 30.03.2025).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 30.03.2025).
3. Ярмак К. В. Типология средств цифрового сопровождения образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1 (96). С. 83−89.
4. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Литература (для 5−9-х классов образовательных организаций). М., 2024. 123 с. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/06/frp_literatura_5_9_04062024.pdf (дата обращения 30.03.2025).
5. Панкова Е. В. Электронный учебник или учебник на электронном носителе. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/066.pdf (дата обращения: 30.03.2025).
6. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm (дата обращения: 30.03.2025).
7. Шваркова Г. Г., Галынский В. М. Современная трактовка электронного учебника. Типология, необходимые структурные элементы // Информатизация обучения математике и информатике: педагогические аспекты: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию БГУ. Минск, 2006. С. 479–484.
8. Балалаева Е. Ю. Анализ сущности понятия «электронный учебник» // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 5−9.
9. Христочевский С. А. Электронный учебник – текущее состояние // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 6. С. 3–10.
10. Кабакова С. В. Электронный учебник: за и против. URL: https://urok.1sept.ru/articles/505639 (дата обращения: 30.03.2025).
11. Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 314 с.
12. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: ЦНЭП, 1999. 364 с.
13. Колышева Е. Ю. Электронный учебник как средство обучения филологическим дисциплинам // Человек в информационном пространстве: сб. науч. тр. / под общ. ред. Н. В. Аниськиной. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. С. 260–267.
14. Овчинникова К. Р. Учебник и электронный учебник: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 292–305.
15. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост.: И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2009. 96 c.
16. Хуторской А. В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. 2005. № 4. С. 10–18.
17. Куприн А. И. Куст сирени. URL: https://ilibrary.ru/text/1848/p.1/index.html (дата обращения: 30.03.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Туркевич А.С. Методика разработки и использования электронного учебника при изучении рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» на уроках литературы в 8 классе. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):243-250. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-243-250
For citation:
Turkevich A.S. Method of developing and using an electronic textbook in studying A. Kuprin’s story “Lilac Bush” in literature lessons in Grade 8. Philology and Culture. 2025;(2):243-250. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-243-250